Замедление "МегаФона"
"МегаФон" объявил финансовые и операционные результаты за III квартал 2019 г.
Общая выручка выросла по итогам III квартала за счет продажи оборудования и аксессуаров, увеличившись на 36,5%. Выручка от услуг мобильной связи сократилась на 1,5%, от услуг фиксированной связи - на 7,7%.
Показатель OIBDA вырос в отчетном периоде на 15,8% до 38,97 млрд руб., рентабельность по OIBDA выросла на 5,4 п.п. до 43,3%.
Уровень долговых обязательств "МегаФона" подрос после того, как компания завершила все этапы выкупа акций и ГДР в 2018 г. - первой половине 2019 г. Чистый долг компании за отчетный период сократился до 350,3 млрд руб. Это позволило "МегаФону" снизить соотношение чистого долга к OIBDA с 2,88x во II квартале до 2,80x в III квартале 2019 г.
Модернизация розничной сети "МегаФона" за счет внедрения салонов продаж нового поколения с высоким уровнем сервиса и особым подходом к обслуживанию клиентов набирает обороты и дает первые результаты. Среднедневное число клиентов за III квартал 2019 г. в обновленных салонах выросло на 20%, а средняя дневная выручка на один такой салон за тот же период увеличилась на 30‑40% после обновления салонов. Общий рост выручки от продаж смартфонов и аксессуаров в III квартале достиг 36,5%. В четверке самых востребованных производителей у россиян - Huawei/Honor, Samsung, Xiaomi и Apple. Интерес к новинкам Apple в конце квартала в три раза превысил прошлогодний, а число предзаказов на новые модели перед их выпуском в сентябре 2019 г. выросло на 20% по сравнению с предзаказами на новинки сентября 2018 г.
Генеральный директор "МегаФона" Геворк Вермишян подвел итоги квартала: "Несмотря на то что конкурентная среда в индустрии остается достаточно напряженной, что сказалось на темпах роста некоторых показателей компании, мы уверены в нашей стратегии развития и не сомневаемся, что сможем нивелировать эти факторы в будущем. Компания активно использует новые знания и накопленный опыт в области больших данных для анализа потребительских предпочтений. Это, в частности, дало возможность выпустить на рынок уникальные тарифы с кешбэком и увидеть эффект от этой инициативы. Растет уровень сервиса в нашей розничной сети, трансформирующийся в уверенный рост продаж".
"Снижение мобильной выручки в значительной мере связано с влиянием единовременного роста потребления мобильных услуг во время Чемпионата мира по футболу 2018 г., пик которого пришелся на финальные матчи в III квартале 2018 г., в том числе услуг по предоставлению инфраструктуры к Чемпионату, услуг голосовой связи, SMS, мобильной передачи данных, "МегаФон ТВ", прочих дополнительных услуг. Кроме того, в связи с сезоном отпусков в отчетности компании в III квартале 2019 г. проявился негативный эффект на выручку от отмены внутрисетевого роуминга в конце 2018 г. Основной причиной снижения выручки от фиксированной связи стало то, что выручка за III квартал 2018 г. включала единовременную выручку от предоставления телекоммуникационной инфраструктуры во время Чемпионата мира по футболу. Высокие показатели выручки от продаж оборудования и аксессуаров достигнуты благодаря росту продаж смартфонов, в том числе моделей более высокой ценовой категории, таких как Samsung, новой модели Apple, выпущенной в сентябре, а также за счет акций, направленных на рост продаж смартфонов Honor и Huawei. На рост продаж смартфонов также оказало влияние открытие салонов продаж нового поколения, ориентированных на высокий уровень сервиса и особый подход к обслуживанию клиентов", - поясняют в "МегаФоне".
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что ключевой показатель в отчетности компании - лояльность абонентов. "У "МегаФона" рост суммарного количества абонентов - на 1,8% против 9% за полгода, или, оценочно - поскольку Tele2 не раскрывает квартальные данные абонентов - порядка 15% г./г. за девять месяцев у Tele2. Количество абонентов "Билайна" за тот же период снизилось на 2,5% г./г. Второй показатель - это способность компаний "монетизировать" имеющееся число абонентов, то есть превращать их наличие в выручку. Рост выручки составил 1,4% (г/г). Таким образом, компания, как и ее конкурент "Билайн", вынуждена, по-видимому, снижать стоимость услуг, пусть и очень незначительно, что, судя по всему, является следствием сильной конкуренции со стороны Tele2. Выручка Tele2, в свою очередь, выросла на 15,5% в сравнении с III кварталом 2018 г. и достигла 43,1 млрд руб. Tele2, хотя и медленно, повышает цены несмотря на свою экспансию. Его цены, впрочем, судя по динамике клиентской базы и отзывам в СМИ, сравнительно низки.
СAPEX "МегаФона" снизился на 37,2% г./г. до 11,6 млрд руб. Во II и I квартале этот показатель составлял 16 млрд руб. и 8 млрд руб. Это средний показатель за девять месяцев, капитальные инвестиции Tele2 за девять месяцев составили 22 млрд руб. против 51,6 млрд руб. у российского подразделения "ВымпелКома". Эта ситуация, как и динамика выручки и числа абонентов, также отражает ключевые сложности в развитии "МегаФона" - ужесточение бюджетной политики экономическими властями несмотря на спад в показателях продаж и наличие жесткой конкуренции, в том числе присутствие на рынке сильного конкурента, обладающего возможностью привлечения сравнительно дешевых кредитных ресурсов головной компании. IV квартал - традиционно не самый сильный у "МегаФона", но в этом году бюджетные расходы в последнем квартале увеличатся на 646 млрд руб. год к году, что может создать определенный позитивный импульс для широкой экономики. Кроме того, на внешних рынках реализуется ряд стимулирующих экономику инициатив. Поэтому сезонность может не сработать, ожидаем некоторого увеличения выручки и чистой прибыли компании при сохранении чистой рентабельности на текущем уровне. Прогноз составляет 90 млрд для выручки и 3,3 млрд для чистой прибыли компании. Ускорение выручки до относительно высоких для последних нескольких лет уровней прироста в 3-4% г./г. возможно в 2020 г., также под влиянием динамики широкого рынка и макроэкономики", - прокомментировал Александр Осин.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отметил: "На наш взгляд "МегаФон" представил невпечатляющие финансовые результаты, что по большей части стало следствием эффекта высокой базы. В прошлом году "МегаФон" являлся официальным оператором ЧМ по футболу, что позволило ему в III квартале 2018 г. продемонстрировать рост выручки от услуг мобильной связи на 5,2% г./г. и от услуг фиксированной связи - на 17,3% г./г. Падение выручки в сегментах мобильной и фиксированной связи составило 1,4% и 7,7% соответственно, но было нивелировано сильным ростом продаж собственной розницы на 36,5% г./г. "МегаФон" отмечает, что рост продаж достигнут благодаря увеличению продаж смартфонов, в том числе более высокой ценовой категории. OIBDA без учета МСФО 16 осталась на уровне прошлого года, несмотря на рост доли низкомаржинальных продаж в выручке. Этому способствовало в том числе снижение платы за использование частотного ресурса. Число абонентов в России остается стабильным и увеличилось на 0,1% г./г., что можно считать позитивным фактором. Продолжает расти опережающими темпами число пользователей услуг передачи данных - +6,2% г./г. На фоне выкупа собственных акций долговая нагрузка оператора заметно возросла, но теперь начала понемногу снижаться. Чистый долг сократился на 10 млрд руб. по сравнению с предыдущим кварталом, а значение ND/OIBDA снизилось с 2,88х до 2,8х. Мы полагаем, что IV квартал не будет подвержен столь сильному эффекту низкой базы и потому окажется сильнее, чем III. Важным остается дальнейшее планомерное снижение долговой нагрузки "МегаФона", которая пока еще остается высокой", - рассказал Артем Михайлин корреспонденту ComNews.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что "МегаФон" решил побаловать читателей своего квартального отчета детальной статистикой продаж различных марок смартфонов в своих салонах, включающей даже рост количества предзаказов на новинки Apple на 20%. "Рост средней дневной выручки от обновленного салона цифровой техники на 30-40%, который в итоге привел к увеличению общей выручки от продаж на 36%, - впечатляющий результат, однако сразу возникает вопрос в связи с тем, что общая выручка увеличилась лишь на 1,4%. Это означает, что по какому-то направлению произошло падение, скомпенсировавшее быстрый рост выручки от салонов. И этим направлением оказывается главное, то есть сервисная выручка, которая в прошлом году была выше из-за Чемпионата по футболу. В таком случае напрашивается вывод, что государство не только навязывает расходы, но иногда и является источником клиентов, более мощным, чем, к примеру, маркетинг операторов. Количество абонентов осталось на прежнем уровне - рост на 0,1%, а число пользователей передачи данных даже увеличилось на 6,2%, однако рост на этом направлении был характерен для всех операторов. Новым является акцент на больших данных, хотя можно было бы заранее догадаться, что главным результатом применения этого новшества операторами станут новые тарифы. Тарифы с кешбэком, возможно, станут небольшим конкурентным преимуществом оператора, укрепляющим его позиции на рынке финансовых услуг", - прокомментировал Леонид Делицын.