До конца 2019 года пять центров займутся "Цифровым университетом"
Первые гранты высшим учебным заведениям для подготовки кадров для цифровой экономики будут выделены Минобрнауки РФ уже в этом году. При этом до конца 2019 г. на базе вузов должны начать работу пять центров для разработки модели "Цифровой университет". В 2020 г. средства на открытие аналогичных центров смогут получить еще 15 вузов. Об этом говорится в постановлении правительства РФ, утверждающем правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям для реализации отдельных мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Как указывается в постановлении, предельный размер гранта на формирование сети центров для разработки моделей "Цифровой университет" составит 6,1 млрд руб. В данном контексте напомним, что, как ранее поясняла начальник отдела стратегического развития Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки Наталья Гвоздёва, условный каркас модели "Цифрового университета" будет состоять из четырех блоков - информационных систем управления университетом, онлайн-поддержки образовательного процесса, ключевых компетенций цифровой экономики и управления учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории.
При этом, по словам координатора Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Олега Подольского, согласно планам, элементы моделей цифрового университета к 2024 г. будут доступны во всех российских вузах, обеспечивая для каждого студента равные возможности доступа к востребованному образовательному контенту, эффективным технологиям обучения, различным сервисам поддержки развития обучающихся.
Помимо того, согласно документу, в 2019 г. также должны быть выделены гранты на создание пяти международных научных методических центров для распространения лучших международных практик подготовки продвинутых кадров цифровой экономики в области математики, информатики и технологий. Максимальный размер данных грантов - 7,4 млрд руб. При этом запланировано, что к 2020 г. распространение результатов разработок и исследований международных центров начнется в сети из 15 вузов-спутников.
Также постановление предполагает, что в 2019 г. должны быть созданы условия для реализации персональных траекторий развития обучающихся. Размер субсидии на "внедрение результатов мероприятий по созданию условий для реализации обучающимися персональных траекторий развития" не будет превышать 775, 9 млн руб. Вместе с тем, как следует из постановления, в 2020 г. Министерство науки и высшего образования РФ проведет конкурсы на предоставление грантов на создание и функционирование центров ускоренной подготовки по программам высшего образования. К 2021 г. в российских вузах должно быть создано уже 15 таких центров. Предельный размер гранта по этой статье составит 1,5 млрд руб.
В постановлении также определены правила проведения конкурсных процедур и критерии отбора участников конкурса. За недостижение заранее оговоренных результатов для организаций предусмотрены штрафы.
Директор направления "Кадры и образование" АНО "Цифровая экономика" Андрей Сельский, говоря с корреспондентом ComNews о том, насколько повлияют утвержденные постановлением правила предоставления грантов на ускорение подготовки кадров для цифровой экономики, отметил, что данные правила регулируют предоставление грантов по нескольким направлениям, часть из которых работает на повышение количества обучаемых по направлениям цифровой экономики, часть - на внедрение ускоренных программ обучения, часть - на повышение качества подготовки по фундаментальным для "цифры" дисциплинам, в первую очередь математике.
При этом Андрей Сельский заметил, что, судя по требуемому правилами пакету документов и порядку подачи и рассмотрения заявки, получение грантов НКО будет далеко не самой сложной процедурой. "Важно и то, что в правилах не прописано требование к наличию у организации лицензии на образовательную деятельность, что потенциально расширяет воронку участников", - указал Андрей Сельский.
Вместе с тем, по его мнению, заявок на гранты будет подано много. "Но есть ряд ограничений, способных снизить привлекательность получения грантов. Первое из них - соответствие подаваемых на гранты проектов специфике федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" - не самой простой для реализации. Второе - механизм государственного контроля исполнения целевых показателей, заявленных при подаче грантовой заявки означает необходимость подготовки большего объема отчетности, чем при грантовом финансировании негосударственными организациями", - отметил он.
Заместитель руководителя Проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика РФ" Аналитического центра при правительстве РФ Сергей Лещенко обратил внимание корреспондента ComNews на то, что утвержденные постановлением правила направлены на привлечение дополнительных ресурсов, в том числе лучших кадров и опыта, необходимых для реализации ряда мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Речь о таких мероприятиях, как создание условий для реализации персональных траекторий развития, создание и функционирование сети центров на базе организаций высшего образования для разработки моделей "Цифровой университет", создание сети международных научно-методических центров для распространения лучших международных практик подготовки и развития продвинутых кадров цифровой экономики, ускоренная подготовка по программам высшего образования.
"Поддержка талантов и персонализация образования являются отправными точками и главными акселераторами достижения необходимого уровня обеспеченности цифровой экономики квалифицированными кадрами", - добавил Сергей Лещенко.
Относительно того, насколько востребовано среди некоммерческих организаций будет получение грантов, предполагаемых постановлением, Сергей Лещенко сказал следующее: "В рамках принятия решений при реализации федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика" учитывается мнение представителей отрасли и экспертов. Поэтому считаем, что проработанные предложения, в первую очередь на базе Центра компетенций соответствующего федерального проекта "Университет 20.35", должны найти активный отклик у заинтересованных организаций. Это хорошая возможность реализовать свои накопленные опыт и компетенции для участия в реализации целей национального развития".
Что касается наличия, помимо утвержденных постановлением правил, других необходимых условий для создания в России кадров для цифровой экономики, Сергей Лещенко заметил, что федеральным проектом "Кадры для цифровой экономики" предусмотрена реализация комплекса мер по созданию базовых условий для развития кадров для цифровой экономики. Вместе с тем он добавил, что для создания в России кадров для цифровой экономики, во-первых, необходим переход к гибкой персонализированной системе образования. "Если в традиционном образовании делается ставка в первую очередь на содержание образовательных курсов, то сейчас есть возможность гибко настраивать различные характеристики освоения материала учащимся и выстраивать под него персональную траекторию развития. Во-вторых, мы должны обеспечить возможность непрерывности образования на протяжении всей жизни. Это достигается путем доступности образовательных программ на всех этапах профессионального развития личности. Мы стараемся это обеспечить в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" нацпрограммы: предусмотрена поддержка школьного образования, обучение работающих специалистов, до конца этого года должен быть разработан бесплатный онлайн-ресурс для обеспечения доступности массового образования", - отметил Сергей Лещенко.
Касательно наиболее актуальных направлений подготовки кадров для цифровой экономики, Сергей Лещенко заметил, что базовыми остаются направления подготовки в областях математики, цифровых технологий и информатики. "И нам важно эти направления всячески поддерживать, на что направлен федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" в целях создания фундаментальных условий для развития соответствующих специалистов. Однако при этом стоит отметить важную тенденцию: в ближайшие 5 лет решающую роль будут играть softskills и гибридные навыки. Наиболее конкурентоспособными на рынке труда будут специалисты, обладающие компетенциями как в области цифровых технологий, так и высокими когнитивными навыками - умение решать проблемы, адаптироваться, постоянно обучаться и др. Критически важным, подчеркнем еще раз, будет постоянное самообразование, и цифровые технологии как раз предоставляют широкое поле возможностей для этого", - заявил Сергей Лещенко.
Начальник департамента стратегического развития Университета ИТМО Марианна Чистякова в разговоре с корреспондентом ComNews отметила, что утвержденные постановлением правила запускают механизм реализации задач, связанных с развитием системы образования и тиражированием лучших практик подготовки кадров с компетенциями, востребованными в условиях цифровой экономики. "Цифровая экономика запрашивает кадры новой формации, способные гибко адаптироваться к меняющимся профессиональным задачам и рынку труда в целом, способные быстро учиться и переучиваться, способные решать большие комплексные задачи в интердисциплинарных и мультикультурных командах, обладающие развитыми "надпредметными" навыками ("софтскиллз") и т.д. Для этого требуется смена содержания, методов, технологий обучения, выстраивание индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий, развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров в областях информатики, математики, технологии и др. Требуется внедрение новых моделей подготовки кадров, в том числе в формате "цифрового университета". Все эти мероприятия поддерживаются в рамках утвержденных правил и формируют систему подготовки кадров для цифровой экономики", - указала Марианна Чистякова.
При этом она добавила, что в ИТМО предполагают, что плотность конкуренции в рамках конкурсного отбора заявок на получение грантов будет довольно высокой. "Но к этому готовы все потенциальные участники конкурса. Для университетов это привычный механизм финансирования", - заметила Марианна Чистякова. Помимо того, она отметила, что получение грантов, предполагаемых утвержденными постановлением правилами, будет востребовано среди некоммерческих организаций. "Университеты, ориентированные на повышение конкурентоспособности на российском и глобальном рынках, будут заинтересованы в получении дополнительной финансовой поддержки для трансформации системы подготовки кадров. Высшее образование имеет длительный цикл, и, безусловно, университеты в первую очередь задумываются над вопросами подготовки кадров для экономики в горизонте от пяти и более лет", - заявила Марианна Чистякова, добавив, что непосредственно ИТМО планирует подать заявку на получение одного из грантов, предполагаемых утвержденными постановлением правилами. "В сроки, которые будут утверждены в конкурсной документации", - указала Марианна Чистякова.
Относительно того, что еще, помимо утвержденных правил, является необходимым условием для создания в России кадров для цифровой экономики, руководитель Национального центра когнитивных разработок, директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Университета ИТМО Александр Бухановский сказал следующее: "Обязательным условием является востребованность кадров для цифровой экономики на существующем рынке труда. Если для ИТ-сектора и традиционных областей цифрового бизнеса, например, финансовой или медийной сферы, это не вызывает особой озабоченности, то для классических производственных отраслей ситуация не столь однозначна. Это связано как с инертностью традиционных производств, так и с экстенсивным подходом, когда "цифровизацию" понимают как продолжение автоматизации предприятия. Это ограничивает потребности в кадрах, способных создавать и реализовывать принципиально новые цифровые решения. Как следствие, снижается потенциал цифровой трансформации, возникает перекос - смещение основной массы таких специалистов в традиционно цифровой бизнес или даже их отток за границу. Потому, дополнительно к созданию центров подготовки кадров для цифровой экономики, необходима проработка мер государственного регулирования дальнейшего "использования" специалистов отечественными предприятиями. В частности, это может быть осуществлено непосредственно в рамках центров, путем использования моделей корпоративных образовательных программ, реализуемых на базе индустриальных партнеров - отраслевых лидеров в области цифровой трансформации".
Что касается наиболее актуальных направлений подготовки кадров для цифровой экономики, Александр Бухановский заметил, что, во-первых, ощутим дефицит креативных специалистов экстра-класса (уровня ведущих и главных конструкторов), способных создавать и реализовывать комплексные ИТ-проекты на основе современных механизмов цифровой трансформации, таких как искусственный интеллект, большие данные, виртуальная реальность и проч. "В настоящее время как в РФ, так и в мире система их подготовки отсутствует, а существующие специалисты являются предметом пристального внимания "охотников за головами". Во-вторых, для системного перехода к цифровой экономике крайне важны отраслевые специалисты, непосредственно не связанные с созданием новых ИТ, однако способные эффективно внедрять и эксплуатировать цифровые решения в различных областях промышленности, бизнеса и социальной сферы. Эта категория специалистов должна являться сутевыми заказчиками для креативных ИТ-специалистов экстра-класса, понимающими преимущества и риски цифровой трансформации для своего направления деятельности. К сожалению, существующие стандарты подготовки отраслевых специалистов не в полной мере обеспечивают подобные компетенции и требуют насыщения дополнительными дисциплинами: от основ цифровой культуры до специальных предметов в области анализа данных и интеллектуальных технологий. Подготовка таких специалистов должна быть массовой; именно на это направлены мероприятия федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" в части создания масштабирования программ ускоренной подготовки", - заявил Александр Бухановский.
Остальные категории специалистов (например, линейные разработчики программного обеспечения (ПО) и цифровых технологий), по его мнению, также важны для цифровой экономики, однако это не столь критично, как перечисленные выше.
Начальник отдела "Приемная комиссия" МТУСИ Елена Скородумова, разговаривая с корреспондентом ComNews, указала, что утвержденные постановлением правила предоставления субсидий могут значительно ускорить подготовку кадров для цифровой экономики. "Это может быть достигнуто за счет использования средств гранта на приобретение новейшего оборудования, новейшего программного обеспечения, повышение квалификации и переподготовку профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Также гранты позволят принимать участие сотрудникам и преподавателям образовательных организаций в конференциях и иных мероприятиях по вопросам цифровой экономики не только России, но и мира", - отметила Елена Скородумова.
Относительно того, насколько сложно некоммерческим организациям будет получить гранты в соответствии с утвержденными постановлением правилами, она сказала следующее: "В целом необходимый пакет документов, утвержденный правилами предоставления субсидий, является вполне выполнимым. Трудности не должны возникать, если все "бюрократические" вопросы решать своевременно. Судить о сложности дальнейшего использования субсидий можно будет только тогда, когда появятся требования к оформлению отчетов о результатах гранта. В правилах образцы таких документов не представлены".
Также Елена Скородумова обратила внимание на то, что получение грантов, предполагаемых поставлением, может быть очень востребованным. "В первую очередь, как уже было отмечено выше, это связано с возможностью приобретения дорогостоящего новейшего оборудования и программного обеспечения, которое может быть использовано не только для ускоренной подготовки кадров, но и других обучающихся образовательной организации", - пояснила Елена Скородумова. При этом она указала, что МТУСИ будет в первых рядах среди подающих заявку на один из грантов, поскольку у него есть и образовательные программы, и оборудование, и связь с ведущими предприятиями отрасли информационных технологий, а главное, профессорско-преподавательский состав, имеющий соответствующую квалификацию.
Важнейшим условием для создания в России кадров для цифровой экономики, по мнению Елены Скородумовой, является в первую очередь формирование четких целей, которым должны соответствовать будущие кадры. "Эти цели формируются в плотном взаимодействии с работодателями, для которых эти кадры будут готовиться, и мировыми лидерами в области цифровой экономики", - заявила Елена Скородумова. Вместе с тем она заметила, что выделять более или менее актуальные направления подготовки кадров для цифровой экономики не совсем корректно. "Цифровая экономика - это масштабный проект, у которого много составляющих. И все они важны. Нельзя построить цифровую экономику, не имея экономической базы, так же как нельзя построить цифровую экономику без информационной составляющей. Нельзя также не отметить важность юридической стороны вопроса: необходимо разрабатывать нормативную базу, причем также параллельно с остальными вопросами, иначе неминуемо возникнут перекосы и провалы. А значит, актуальными направлениями подготовки кадров цифровой экономики являются все направления, связанные с экономикой, юриспруденцией, информационными технологиями и информационной безопасностью", - указала Елена Скородумова.
Руководитель департамента информационно-технического развития Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Светлана Зива, беседуя с корреспондентом ComNews о возможных из-за утвержденных правил сложностей получения грантов сказала следующее: "В последнее время действовали именно такие правила предоставления субсидий, ничего неожиданного не произошло. У НКО уже есть такой опыт, а когда необходимо двигаться по изведанной траектории, - это всегда проще". При этом Светлана Зива заявила, что получение грантов, предполагаемых утвержденными постановлением правилами, среди некоммерческих организаций будет востребовано, добавив, что Национальный центр цифровой экономики МГУ рассматривает возможность подачи заявки на получение гранта в положительном ключе в ближайшее время.
Относительно того, что необходимо для создания в России кадров для цифровой экономики, Светлана Зива сказала, что необходимо разработать и внедрить новые формы обучения, разработать новые программы обучения с добавленными "цифровыми" компетенциями. "Этому, конечно, должны предшествовать детальные исследования и рекомендации экспертов о возможных направлениях развития образования", - обратила внимание Светлана Зива, заметив, что такого рода программы и формы сейчас активно готовятся. "Некоторые уже находятся в стадии апробации", - заявила Светлана Зива.
Что касается наиболее актуальных направлений подготовки кадров для цифровой экономики, она заметила следующее: "Программы подготовки кадров для цифровой экономики и высшего образования в сфере информационных технологий будут определены потребностями отрасли информационных технологий. Согласно "Стратегии развития отрасли информационных технологий России на 2014-2020 гг. и перспективу до 2025 г." к отрасли ИТ относятся следующие виды экономической деятельности: разработка компьютерного ПО; деятельность по управлению компьютерным оборудованием; консультативная деятельность и работы в области компьютерных технологий; обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность. И если первые три типа требуют специально получаемых навыков разработки программного обеспечения ("цифровых" навыков), то последний из перечисленных типов деятельности может осуществляться - и осуществляется представителями самых разных профессий, так как достаточно уметь грамотно использовать уже существующее ПО. В том же документе отмечается, что "среди факторов, ограничивающих развитие информационных технологий в России… обострившийся в последние годы дефицит кадров". Решать эту задачу можно, исходя из описания отрасли, двумя путями. Первый - прямой - увеличение выпускников вузов и колледжей, которые сумеют осуществлять 1-2-3-й типы деятельности, второй - не прямой - это наращивание "цифровых" компетенций у студентов специальностей и направлений обучения, которые не получают специальные навыки разработки ПО и управления компьютерным оборудованием - назовем их студентами "нецифровых" специальностей, не имеющих в привычном понимании отношения к отрасли ИТ".