"Ростелеком" поделится здоровьем
ПАО "Ростелеком" запустило цифровой сервис "Ростелеком Здоровье" - мобильное приложение и сайт с доступом к онлайн-консультациям терапевтов в круглосуточном режиме и профильных специалистов - по предварительной записи. Как заявляют в "Ростелекоме", на этапе пилотной эксплуатации компания может рассчитывать на тысячи пользователей сервиса, в дальнейшем, если проект будет развиваться нужными темпами, - на десятки тысяч.
Как рассказали в пресс-службе "Ростелекома", сервис "Ростелеком Здоровье" компания запустила в партнерстве с ООО "Мобильные медицинские технологии" (ММТ). Касательно того, почему выбор пал на данную компанию, директор офиса перспективных цифровых продуктов массового сегмента "Ростелекома" Кирилл Брылёв заявил: "Мы предварительно внимательно изучали предлагаемые ММТ решения, подтвердили их качество и эффективность". Он также отметил, что "Ростелеком" открыт к сотрудничеству с другими поставщиками для создания совместных и партнерских продуктов. "Мы уже предлагаем не только телемедицинские продукты. Например, в сфере онлайн-образования есть платформа "Ростелеком Лицей". Будут и другие продукты, о которых будем сообщать по мере готовности", - отметил Кирилл Брылёв.
В настоящее время проект "Ростелеком Здоровье", как рассказали в пресс-службе компании, проходит пилотную эксплуатацию. Максимальное время ее проведения - полгода. По результатам пилотной эксплуатации будет приниматься решение о развитии проекта, повороте или приостановке. Что касается того, по каким критериям будет оцениваться успешность пилотной эксплуатации и приниматься решение о полноценном запуске проекта, Кирилл Брылёв сказал следующее: "Пилот служит целям проверить продуктовые и экономические гипотезы. Для нас важны такие критерии, как стоимость клиента, LTV, возвраты, маржинальность услуги в целом".
Информацию о вложениях в проект Кирилл Брылёв не раскрыл, однако заметил, что в масштабах компании они небольшие. "Это партнерский проект с уже проработанной медицинской частью. Со стороны "Ростелекома" были инвестиции в разработку цифровых решений - мобильного приложения, сайта, поддерживающих бизнес-процессов, а также в продвижение и маркетинг", - добавил Кирилл Брылёв. Говоря про планы в отношении клиентов, он заметил, что сейчас компания фокусируется не на количестве пользователей, а на поиске эффективной бизнес-модели, которая будет привлекательна для клиентов и одновременно показывать положительную юнит-экономику продукта. "На этапе пилотной эксплуатации это могут быть тысячи пользователей, в дальнейшем, если проект будет развиваться нужными темпами, мы видим потенциал в десятки тысяч клиентов", - указал Кирилл Брылёв.
Воспользоваться сервисом "Ростелеком Здоровье", как проинформировали в пресс-службе "Ростелекома", можно с помощью сайта или мобильного приложения, доступного для устройств с операционными системами Android и iOS. В настоящее время сервис предлагает пользователям три программы. "Домашний доктор" (индивидуальная) и "Семейный доктор" (три человека) рассчитаны на три или 12 месяцев, включают неограниченное количество обращений к дежурному врачу и ряд консультаций узкопрофильных специалистов. Подписка "Личный эксперт" (индивидуальная) подразумевает углубленную работу с профильными врачами. "Сервис предлагает удобные индивидуальные или семейные программы, чтобы подписчик мог в режиме онлайн заботиться о собственном здоровье и здоровье своих близких", - указала вице-президент по работе с массовым сегментом "Ростелекома" Диана Самошкина.
При этом она обратила внимание, что клиенты сервиса могут оперативно связаться с врачом - без поездок в поликлинику и очередей, в любом удобном формате, например с помощью чата или видеозвонка. При этом достаточно иметь доступ в интернет и подать заявку через мобильное приложение или сайт сервиса - врач ответит в течение трех минут.
Онлайн-консультации в рамках сервиса предоставляют врачи ряда клиник Москвы и Санкт-Петербурга - в частности НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, ГНЦ "Институт иммунологии и аллергологии", ФГБУ "Клиническая больница №1" Управления делами президента РФ, Медицинского научного центра "МедБиоСпектр", Медико-генетического центра Genotek. В специальном разделе "Врачи" сервиса размещена исчерпывающая информация об образовании и квалификации каждого специалиста.
Доступен сервис "Ростелеком Здоровье" уже по всей стране. При этом условия пользования программами сервиса едины для жителей всех регионов. "Где бы человек ни находился - на даче, в поездке, командировке, в любое время суток, в будний или выходной день, он может воспользоваться консультацией врача. Иногда требуется качественная консультация специалиста, а офлайн-доступ к поликлиникам или врачам затруднен или вообще невозможен", - указал Кирилл Брылёв.
По словам генерального директора и сооснователя ММТ Дениса Юдчица, сервис создает комфортные условия для общения с врачом и предоставляет пользователям возможность оценить полезность удаленных консультаций. Вместе с тем, относительно того, как именно в рамках сервиса пользователи могут оценить полезность удаленных консультаций, Кирилл Брылёв сказал, что это возможно сделать только на собственном опыте. "Облегчить его получение - задача платформы "Ростелеком Здоровье", - заметил Кирилл Брылёв.
Как отметил Денис Юдчиц, более 80% обращений в сервис решаются в онлайн-режиме. "Широкий спектр компетенций позволяет пользователю получить консультации редких специалистов, узнать "второе мнение", подготовиться к плановым медицинским вмешательствам. В команде сервиса - 180 врачей высокой квалификации по более чем 60 медицинским направлениям", - проинформировал Денис Юдчиц.
Комментируя причины запуска проекта "Ростелеком Здоровье", Кирилл Брылёв сказал: "Наша компания продолжает развивать экосистему сервисов, которые призваны решить максимум задач человека и семьи. Мы предлагаем новые цифровые сервисы в партнерстве с ведущими российскими компаниями, которые обладают уникальной экспертизой и опытом. Считаем, что будущее за бизнесом, основанным на партнерстве. "Ростелеком" открыт к сотрудничеству, готов делиться своими ресурсами и инфраструктурой, чтобы совместный бизнес добивался успеха и привлекал новых клиентов".
Отметим, что ранее другие операторы, некоторые крупные ИТ-компании, а также ПАО "Сбербанк" и группа "АльфаСтрахование" уже запустили подобные "Ростелекому" проекты в области телемедицины. Так, в ноябре 2017 г. специальное решение для видеоконсультаций "МегаФон.Здоровье" запустило ПАО "МегаФон". Однако в феврале 2019 г. "МегаФон" приостановил проект, отказавшись от партнерства с ООО "Телемед Хелп". Сейчас оператор работает над глобальным перезапуском услуг для абонентов в области цифровой медицины.
"В ближайшее время "МегаФон" представит новый качественный сервис собственной разработки с использованием электронной медицинской карты. Он будет выходить за рамки телемедицины в существующем понимании и предоставит абонентам выбор необходимой медуслуги, врача и медицинской компании", - говорил по приоставновке проекта "МегаФон.Здоровье" менеджер по бизнес-коммуникациям "МегаФона" Дмитрий Лукьянчиков.
Телемедицинский сервис - платформу SmartMed совместно с "Медси" МТС запустила в конце апреля 2018 г. На базе данного сервиса компании планируют развивать комплекс продуктов и услуг цифрового здравоохранения. Платформа предоставляет возможность дистанционных консультаций с врачами "Медси" по видеосвязи или в чате, вызова врача на дом, записи на очные приемы в клиники и хранения медицинских данных в смартфоне. О том, какие результаты демонстрирует платформа SmartMed, в пресс-службе МТС сказали следующее: "С момента запуска сервиса число пользователей растет ежемесячно более чем на 30%. Мы также видим стабильный рост количества людей, которые после онлайн-приема продолжают очно лечение у того же врача и, наоборот, после офлайн-приема обращаются онлайн, например за трактовкой результатов анализов или для корректировки назначенного лечения".
Проект в области цифровой медицины в партнерстве с DOC+ - приложение DOC+, представляющее собой мобильную клинику в смартфоне, Tele2 запустил в июне 2018 г. Благодаря сервису пользователь может выбирать время и способ связи с врачом DOC+ - чат, аудио- или видеозвонок. В пресс-службе Tele2 о результатах работы сервиса корреспонденту ComNews сообщили следующее: "Пик консультаций выпал на декабрь 2018 г., что совпадает с пиком сезонных заболеваний. При этом почти 90% обращений в этот период пришлись на консультации терапевта. Мы заметили, что сервис востребован родителями. Порой им требуется дистанционно задать вопрос специалисту о здоровье ребенка, а консультации педиатров и терапевтов DOС+ доступны абонентам Tele2 круглосуточно".
В пресс-службе Tele2 отметили, что компания отмечает высокую удовлетворенность сервисом. "Средняя оценка клиентов DOC+ составляет 4,9 балла из 5 возможных. Многие пользователи приложения обращаются повторно. Среднее время консультации - 28 минут. Самые популярные специализации врачей - это терапевт/педиатр (57%), гинеколог (20%) и гастроэнтеролог (8%). Частая тема вопросов - расшифровка анализов: они составляют примерно треть обращений. С вопросами о детском здоровье обращаются в основном женщины, на которых приходится 87% заявок. Что касается консультаций по проблемам взрослого здоровья, число пользователей-мужчин в этой категории значительно больше: на них приходится 38% запросов", - проинформировали в пресс-службе Tele2.
Телемедицинский сервис "Мой Доктор" в партнерстве с "Онлайн-Доктор" запустило ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Сервис позволяет получить онлайн-консультацию врачей, практикующих в государственных и частных медицинских учреждениях, записаться на очный прием к врачу и в лаборатории и получить набор скидок и предложений на услуги и товары для здоровья. Как рассказали в пресс-службе "Билайна", в рамках сервиса компания активно развивает и тестирует новые механики и предложения. При этом в "Билайне" отметили, что довольны результатами работы сервиса и количество его пользователей ежемесячно увеличивается вдвое. Относительно текущей работы над проектом в пресс-службе "Билайна" сказали следующее: "Мы активно ведем переговоры с новыми партнерами для интеграции в экосистему "Здоровье". Тестируем новые каналы продвижения "Мой Доктор". В этом году будут запущены новые каналы дистрибуции, чтобы клиент мог получить сервис тем способом, который ему удобен".
Что касается Сбербанка, то он совместно с онлайн-сервисом DocDoc (входит в группу "Сбербанк") и сетью многопрофильных медицинских центров ГК "Мать и дитя" заключил в марте 2018 г. стратегическое соглашение о сотрудничестве в рамках развития первого федерального медицинского маркетплейса DocDoc. Среди крупных ИТ-компаний телемедицинские проекты развивают ООО "Яндекс" (мобильное приложение "Яндекс.Здоровье"), Mail.Ru Group (проект "Mail.ru Здоровье"). Группа "АльфаСтрахование" совместно с "Онлайн-Доктор" реализует проект "Онлайн Доктор".
Представитель сервиса ONDOC Яна Кубрик, говоря с корреспондентом ComNews об эффективности удаленных консультаций и возможности решения большей части обращений онлайн, сказала следующее: "Все зависит от спектра вопросов, с которыми приходят пациенты. Если провайдер телемедицинской услуги просвещает своего пользователя, доносит информацию о том, когда консультации будут эффективны, то цифра в 80% обращений возможна". При этом, по словам Яны Кубрик, для успешности той или иной телемедицинской платформы необходимо обладать устойчивой моделью монетизации, которая решает насущную проблему в медицинской отрасли, и качественным, проработанным функционалом, который эта телемедицинская платформа может предложить.
Относительно проектов операторов в области телемедицины Яна Кубрик заявила: "Проекты большей части крупных телекоммуникационных компаний в области телемедицины - способ влиться в рынок, понять его внутреннюю кухню. Это отлично, когда можно проверить гипотезы и поэкспериментировать в нише". Вместе с тем, Яна Кубрик отметила, что интереса других операторов, помимо компаний "большой четверки" и "Ростелекома", к проектам в области телемедицины она не видит. Что касается развития рынка телемедицины в целом, Яна Кубрик отметила следующее: "На рынке телемедицины сформировалось три базовых подхода к развитию продуктовой линейки, которые уже приносят доход как клиникам, так и провайдерам. Это страховая телемедицина, массовые консультации по требованию и телемедицина от клиники. По каждому из них идет развитие - по каждому направлению с разной скоростью".
О том, что необходимо для успешного развития телемедицинскому проекту, генеральный директор мобильной клиники DOC+ Руслан Зайдуллин сказал: "Знали бы - никому бы не рассказали. Но понятно, что услуга должна быть удобной, доступной 24/7, с широким выбором врачей, с высоким уровнем квалификации врачей, контролем качества со стороны платформы - и сервисного, и медицинского".