Центр мониторинга проконтролирует качество связи
Роскомнадзор завершает работу по формированию технических заданий на проектирование информационных систем для Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, который будет создан в рамках реализации ФЗ "О суверенном Рунете". Соисполнителем по созданию информационных системных комплексов, необходимых для функционирования Центра, будет "Ростелеком". Заместитель руководителя Роскомнадзора Александр Панков заявил, что с созданием этого центра ведомство получит в руки инструмент, который позволит контролировать не только технологические, но и качественные показатели оказания услуг на сетях связи.
На итоговом заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Александр Панков отметил, что в соответствии с поручением Совета безопасности РФ в национальную программу "Цифровая экономика" включены мероприятия, направленные на создание Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
"Функции Центра будут определены исходя из его основных задач. Основными задачами Центра станут: формирование базы знаний о топологии сетей связи общего пользования и о маршрутно-адресной информации; мониторинг сети связи общего пользования Российской Федерации; мониторинг и контроль маршрутно-адресной информации российского сегмента сети интернет; обеспечение информационной безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации и российского сегмента сети интернет", - рассказал представитель пресс-службы Роскомнадзора.
Ранее Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) было поручено к 1 мая представить проект федерального закона и нормативных актов, необходимых для выполнения функций Центра мониторинга.
Представитель пресс-службы Минкомсвязи сказал корреспонденту ComNews, что работа над законопроектом и проектами нормативно-правовых актов (НПА) ведется по графику. "До 1 мая мы ее закончим. Но сколько времени займет согласование документов, зависит не только от нас", - уточнил он.
Александр Панков в ходе заседания коллегии Роскомнадзора отметил, что в феврале этого года постановлением правительства Роскомнадзор наделен полномочиями по организации и функционированию Центра. "Соисполнителем по созданию информационных системных комплексов, необходимых для его функционирования, определена компания "Ростелеком". Создаваться Центр будет в структуре предприятия, на базе Главного радиочастотного центра. Основные задачи Центра - это аккумулирование актуальных данных о составе системы связи общего пользования, сбор и поддержание в актуальном состоянии массива данных, адресной информации и координация мер, проводимых операторами связи по устранению угроз нарушения целостности, устойчивости и безопасности сети связи общего пользования и сети интернет", - сообщил Александр Панков.
Представитель пресс-службы Роскомнадзора сказал корреспонденту ComNews, что ПАО "Ростелеком" указано исполнителем в плане мероприятий по реализации федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". "Указанный план мероприятий является частью паспорта проекта "Информационная безопасность" программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Паспорт проекта утвержден в декабре 2018 г. на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Председательствовал на заседании заместитель председателя правительства России Максим Акимов", - прокомментировал он.
Источник на рынке, близкий к ведомству, сообщил корреспонденту ComNews, что Центр мониторинга в явном виде прописан в законе "О суверенном Рунете", и в Роскомнадзоре понимают, что в 2019 г. ведомству его предстоит строить. "Для того чтобы "Ростелеком" де-юре был назначен соисполнителем, нужно как минимум дождаться утверждения закона и его вступления в силу", - сказал он.
Другой источник на телеком-рынке сказал корреспонденту ComNews, что привлечение одного из игроков конкурентного рынка к регулированию других субъектов этого же рынка вызывает очень много вопросов и должно быть оценено с точки зрения антимонопольного законодательства.
"Ростелеком" воздержался от комментариев.
Александр Панков сообщил на заседании коллегии Роскомнадзора, что для обеспечения информационной поддержки автоматизации выполнения задач Центра планируется формирование комплекса информационных систем. "Формирование этого комплекса заложено в рамках отдельных мероприятий программы "Информационная безопасность" нацпроекта "Цифровая экономика". Комплекс будет интегрировать данные от автоматизированных систем, которые уже имеются в распоряжении Роскомнадзора. Кроме того, заканчивается работа по формированию технических заданий на проектирование новых информационных систем, создание которых начнется в 2019 г.", - рассказал Александр Панков.
Представитель пресс-службы Роскомнадзора сообщил, что в настоящий момент перечень функций Центра разрабатывается так же, как и нормативно-правовая база. "Информационные системы Роскомнадзора разрабатываются в строгом соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". О сроках объявления конкурсов на разработку новых информационных систем говорить преждевременно. Они будут объявляться по мере формирования технических заданий", - сказал он.
Александр Панков отметил в ходе заседания, что в Роскомнадзоре понимают, что после создания Центра в руках ведомства появится инструмент для мониторинга, систематического наблюдения проводных систем связи. "То, чего до сегодняшнего дня мы лишены. Это, в свою очередь, необходимая ступень для перехода от контроля исключительно технологических показателей к контролю в том числе качественных показателей оказания услуг на сетях", - добавил он.
Вопрос контроля качества оказания услуг связи в РФ обсуждается не первый год. Напомним, что с трибуны конференции "Telecom QoS Russia 2017 - Качество телекоммуникационных услуг в России" на тот момент заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций Олег Иванов (ныне заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций) сообщил, что 26 апреля 2017 г. вице-премьер Аркадий Дворкович (ныне сопредседатель фонда "Сколково") дал поручение надзорному ведомству и Минкомсвязи наделить Роскомнадзор функциями контроля качества услуг связи (см. новость ComNews от 11 октября 2018 г.).
Роскомнадзор и ранее делал попытку оценивать качественные показатели услуг связи. Например, внедряя систему "Ревизор" — программно-аппаратный комплекс, который автоматически проверяет, блокирует ли оператор сайты из реестра запрещенных. Тогда генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко высказался, что система блокировок в силу постоянных изменений методики и отсутствия "правил игры" не дает возможности оператору связи спокойно улучшать качество услуг связи" (см. новость ComNewsw от 21 февраля 2018г.).
Исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Алексей Леонтьев сказал, что Центр мониторинга - инициатива, неразрывно связанная с законопроектом (почти законом) "О суверенном Рунете". "Его создание, как и создание данного законопроекта прежде всего необходимо представителям власти, искренне верующим в то, что Россия в кольце врагов и они ждут удобного случая нанести ей вред. Важно отметить один нюанс - в первой редакции законопроекта Роскомнадзор наделялся полномочиями прописывать операторам правила маршрутизации и вмешиваться (корректировать) в маршрутизацию операторов связи, а программные средства для централизованного управления сети интернет на территории РФ должны были работать постоянно, постоянно как-то вмешиваться в работу сетей связи операторов связи - отсюда и было уточнение, что тем, кто их установил, не надо осуществлять блокировку запрещенных сайтов. Но во второй редакции законопроекта, которая и стала финальным документом, принятым Госдумой, описанных полномочий Роскомнадзора по вмешательству в маршрутизацию нет - в том числе и силами операторов, писавших обращения, что это серьезный удар по бизнесу. Также функционал средств для централизованного управления сетью интернет ужался до их работы непосредственно в случаях централизованного управления сетью - что видно и по изменению описанного выше уточнения про блокировку сайтов: к нему прибавились дополнения, что блокировку осуществлять не надо в период централизованного управления сетью. Логично предположить, что и Центр мониторинга теперь нужен только для централизованного управления, в остальное время он будет рисовать картинки связности сетей связи. Или Роскомнадзор подзаконными актами как-то восстановит потерянные властные полномочия", - считает Алексей Леонтьев.
Президент Ассоциации компаний связи Алексей Стуров сказал корреспонденту ComNews, что, по мнению ассоциации, необходимость в создании Центра давно назрела. "Самое главное, чтобы ее реализация была правильной и не повлекла ухудшение качества оказываемых услуг связи. Точно про параметры для мониторинга будет известно после разработки технических условий реализации. А так, возможно контролировать загрузку каналов, маршруты, связанность сетей связи", - прокомментировал он.
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко сказал, что соотношение цена-качество выбирает сам абонент. "И абонент - лучший контролер, ведь он рублем проголосует", - резюмировал он.
Еще один источник на телеком-рынке отметил, что ИКТ-инфраструктура - основа для опережающего развития отраслей экономики России.
"Конкуренция в предоставлении сервисов является необходимым условием для развития технологий, повышения качества предоставления услуг. Текущие изменения в технологиях, сервисах должны рассматриваться не просто как новое техническое усовершенствование в телекоммуникациях, а как условие для цифровой трансформации целого ряда отраслей. Важно обеспечивать предоставление дифференцированных предложений клиентам. Действующее законодательство в странах СНГ, в том числе в РФ, уже предоставляет такую гибкость для операторов. Любые подходы к регулированию без учета особенностей предоставления сервисов в сетях связи, в особенности 5G, могут нанести ущерб развитию отрасли. Избыточное регулирование может повлечь снижение динамики развития последних 10 лет", - отметил источник в беседе с корреспондентом ComNews.