Анна Афанасьева
11.04.2019

Rambler Group Александра Мамута купила эксклюзивные права на показ в России Английской премьер-лиги (АПЛ), который в последние годы транслировал "Матч ТВ". Транслировать игры компания будет по подписке на видеосервисе Okko, в котором создаст спортивную редакцию. Rambler не планирует перепродавать АПЛ другим платформам и рассматривает дальнейшие покупки спортивных прав.

Rambler приобрел права на трансляцию в России АПЛ, сообщили "Ъ" три источника на рынке спортивных медиа. Это подтвердили гендиректор Okko (входит в Rambler) Иван Гродецкий и директор по коммуникациям АПЛ Эш Лорд. Сделка заключена на три года и действует с нового сезона, который стартует в июне 2019 года, говорит Иван Гродецкий. Контракт подразумевает эксклюзив на весь контент на всех платформах и предполагает возможность сублицензирования, но "прямых трансляций игр за пределами Okko сейчас не планируется", уточняет господин Гродецкий.

В сезоне АПЛ 380 матчей, в день может идти параллельно до пяти игр. Все они будут показаны в новом разделе Okko.Sport и некоторое время храниться в записи. Там также будут информационные и развлекательные передачи, созданные АПЛ и спортивной видеоредакцией Okko.Sport, в которой Rambler обещает собрать известных спортивных специалистов. Смотреть футбол на Okko можно будет только по подписке — ежемесячной, на весь сезон или на день, ее стоимость пока определяется, уточнил назначенный руководителем спортивных проектов Rambler Михаил Гершкович (экс-гендиректор "Лиги-ТВ", обеспечивавшей трансляции Российской премьер-лиги). Компания также рассчитывает зарабатывать на партнерских проектах, ожидает сопутствующего роста продаж нефутбольного контента на Okko и допускает расширение закупок спортивных прав.

Два собеседника на рынке спортивных медиа говорят, что Rambler участвовал в конкурсе на покупку прав на показ Национальной хоккейной лиги. В компании это не комментируют. Другой источник говорит, что Rambler вышел из этого тендера.

АПЛ — самый дорогой национальный футбольный турнир в мире по стоимости медиаправ и первый по доходам с выручкой в €5,34 млрд в сезоне-2016/17. В России АПЛ до сих пор транслировал "Матч ТВ". Источник "Ъ" на рынке спортивных прав говорит, что прежде "Матч ТВ" покупал АПЛ за €6,5 млн в год, а в следующем сезоне хотел снизить цену до €5,5 млн, считая, что других претендентов не будет; Rambler же, по словам источника, предложил около €7 млн. В компании и лиге не разглашают стоимость контракта. На "Матч ТВ" отказались от комментариев.

По данным Mediascope, в России среди национальных футбольных лиг АПЛ наиболее популярна после отечественной. С июля 2018 года по апрель 2019-го средняя аудитория одного матча чемпионата России на "Матч ТВ" составляла 448 тыс. зрителей, Англии — 175,7 тыс., Испании — 165 тыс., Италии — 162 тыс.

Несмотря на высокое качество контента и зрелищность лиги, окупить права на нее будет сложно, считают опрошенные "Ъ" эксперты. АПЛ — один из лучших активов в спорте, с ним в России сопоставимы только РПЛ и Лига чемпионов, считает основатель Sports.ru Дмитрий Навоша. "Но этого может не хватить для завоевания большой подписной аудитории. Мировые проекты типа DAZN пытаются удерживать лояльность подписчиков не одной лигой, а собрать большой пакет прав",— говорит он. Абонентов, которые готовы платить даже за российский футбол, в лучшие времена было 200–300 тыс., указывает генпродюсер TeleSport Media Илья Рустамов. Покупка АПЛ — это скорее привлечение внимания к продукту, маркетинг и "деньги, с которыми компания попрощается", полагает он.

На ТВ показы АПЛ "не отбивались", знает топ-менеджер крупной телекомпании. Единственный вариант для онлайн-ресурса — привлечение спонсоров, но у него вряд ли будет сопоставимая с телевизионной аудитория, рассуждает он. На Okko сейчас, по словам источника "Ъ", около 400 тыс. платящих подписчиков в месяц, сама компания эту цифру не подтверждает.