"Дзен" на экспорт
"Яндекс" договорился о внедрении своего рекомендательного сервиса "Яндекс.Дзен" в браузеры Coc Coc во Вьетнаме и Opera в Турции. В перспективе "Яндекс" не исключает создания платформы для авторов в других странах. Выход за рубеж пока не обещает сервису значительного роста выручки, но позволит набрать новых пользователей, полагают эксперты.
"Яндекс" подписал контракт о внедрении своего сервиса "Яндекс.Дзен" в мобильный и веб-браузер вьетнамской компании Coc Coc, рассказал "Ъ" гендиректор "Яндекс.Дзен" Дмитрий Иванов и подтвердили в Coc Coc. Соглашение заключено в феврале сроком на несколько лет с возможностью пролонгации; вьетнамская компания будет выплачивать "Яндексу" долю с продаж рекламы, уточнили стороны. Господин Иванов надеется окупить затраты на выход "Яндекс.Дзен" на вьетнамский рынок в течение года.
Coc Coc основана российским предпринимателем Виктором Лавренко и помимо браузеров развивает во Вьетнаме поисковую систему и рекламную платформу. Месячная аудитория Coc Coc достигает 24 млн пользователей, говорят в компании.
Виктор Лавренко заявил "Ъ", что сейчас не занимается операционным управлением Coc Coc и входит в совет директоров компании. По его словам, директорам Coc Coc были представлены результаты внедрения сервиса, согласно которым количество просмотров рекламного инвентаря Coc Coc упало. По словам представителя компании, "Яндекс.Дзен" изначально тестировался в старом дизайне браузера, потому результаты были "менее эффективны". Внедрение "Яндекс.Дзен" приводит к увеличению времени, которое пользователи Coc Coc проводят на ее сервисах, в среднем на 10%, настаивает представитель Coc Coc.
Аудитория "Яндекс.Дзен", по данным на март 2019 года, составляет 40 млн пользователей. Сервис доступен более чем в ста странах. Дмитрий Иванов сообщил, что "Яндекс.Дзен" с 29 марта внедрен в браузер Opera в Турции. В отличие от Coc Coc у Opera нет собственной площадки по продаже рекламы, поэтому выручка, которую будут делить партнеры, будет генерироваться от разных рекламных систем, уточнил он. Сделка основана на соглашении о разделении доходов, при этом "Яндекс" платит Opera за распространение сервиса, уточнили "Ъ" в пресс-службе Opera.
В дальнейшем "Яндекс.Дзен" планирует ряд подобных сделок по интеграции сервиса в продукты зарубежных партнеров, по поводу нескольких из них ведутся переговоры, добавил Дмитрий Иванов. За рубежом "Яндекс" планирует масштабировать именно рекомендательный сервис "Дзена", в перспективе в странах, где наберется значительная аудитория, компания будет рассматривать возможность создания платформы для авторов и развитие социальных функций.
Технологии, лежащие в основе российских рекомендательных систем, вполне могут быть конкурентоспособны на международном рынке, считает Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru Group (развивает, в частности, рекомендательный сервис "Пульс"). "Выход на рынки других стран — это не только технологии, но еще и большие маркетинговые затраты на построение бренда с нуля и отсутствие "бесплатной" аудиторной поддержки. Поэтому оценивать вероятность успеха довольно сложно",— сообщила она.
В среднем "Яндекс" платит партнерам за трафик около 60% выручки, но на новых для "Яндекса" рынках эта доля может быть выше, так что основную часть выручки, вероятно, получат партнеры, предполагает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. О значительном приросте выручки "Яндекса" за счет двух партнерств говорить пока не стоит, на этом этапе важно набрать базу, указывает он. Любой такой контракт — это всегда риск с двух сторон, предупреждает издатель N+1 Андрей Коняев. ""Дзен", скорее всего, берет на себя обязательства по разработке — это деньги. А браузеры — по внедрению и размещению. Результат может при этом оказаться нулевым",— заключает он.
Оценка о 60% доли выручки, которую, по подсчетам аналитика Сергея Либина, Яндекс отдает партнерам за трафик, и о коммерческой модели партнерства является некорректной, уточнили в пресс-службе "Яндекса". "Так, например, по соглашению с CocCoc именно вьетнамская компания делится своей выручкой с Яндекс.Дзеном, а не наоборот",— подчеркнули там.