Технологическое будущее телевидения: какие технологии помогут телеканалам привлечь и удержать аудиторию
В 2018 году исполнилось 87 лет с начала вещания российского телевидения. Долгое время ни у кого не вызывало сомнений, что телевидение - абсолютный лидер в медиасреде. Сегодня же вещатели переживают глобальную цифровую трансформацию, что ставит под сомнение вопрос об их первенстве на рынке. С появлением интернета телевидение утратило монополию на домашний досуг и перестало быть главным источником информации и развлечений для молодой аудитории. Исследования показывают, что доля смотрящих традиционное линейное телевидение россиян упала вдвое с 2000 года. Как показал недавний опрос ВЦИОМа, просмотру телевизора и прослушиванию радио посвящают свободное время 29% респондентов. А еще восемь лет назад так проводили свободное время 63% россиян. Средний возраст российского телезрителя составляет 48 лет и удерживается на этом уровне последние несколько лет. Молодая аудитория уходит в Интернет, и с каждым годом этот показатель растет.
Несмотря на многочисленные исследования о падении доли традиционного телесмотрения, многие аналитики убеждены в росте интереса к телевизионному контенту. Понимая, что молодая и наиболее платежеспособная аудитория сосредоточена в интернете, телеканалы предпринимают все шаги, чтобы снова привлечь к себе ее внимание. В погоне за удержанием внимания аудитории телевещателям важно учитывать сложившиеся на рынке и в обществе тренды.
Один из методов привлечь аудиторию к просмотру ТВ - внедрение новых аудио- и видеоразработок. Использование передовых технологий помогает завладеть вниманием зрителей, повышая не только конкурентоспособность, но и имидж, и репутацию медиакомпаний. Современный зритель ожидает, что контент с изображением высокого качества и реалистичным звуком доступен где угодно - в любой среде, в любое время и на любом носителе. Аудитория желает не только смотреть любимые телепередачи, фильмы, спортивные трансляции, но и быть частью происходящего на экране. Находясь в состоянии перенасыщения контентом и успев оценить все недостатки пиратского видео, зритель видит альтернативу в качественном вещании телевидения и готов за него платить.
Звук и изображение становятся важной составляющей контента, поэтому, повысив качество аудио и видео, вещатели смогут повысить лояльность пользователя. Специалисты телекоммуникационной сферы осознают эти потребности аудитории, в связи с чем внедрение технологий Ultra HD, HDR и трехмерного звука может стать определяющей тенденцией 2019 года на ТВ-рынке. Однако скорость внедрения этих форматов во всех средах, в том числе в классической телевизионной среде, будет зависеть от того, насколько скоординированными будут действия вещателей, операторов и производителей устройств, поддерживающих эти технологии.
На рынке аудио- и видеотехнологий существует несколько глобальных игроков. Компания Dolby понимает важность следования трендам в телевещательной среде и во многом их задает. К примеру, чтобы вещатели могли транслировать максимально реалистичное изображение, производители контента, устройств и вещатели используют HDR-технологию Dolby Vision. На сегодняшний день это единственная HDR-разработка, способная поддерживать яркость до 10 000 нитов. Для улучшения качества звука мы разработали технологию Dolby Atmos, которая позволяет создать реалистичный и естественный звук. Разработку еще называют иммерсивной, то есть погружающей - благодаря тому, что звук распространяется по всей комнате, включая область над головой зрителя.
Есть несколько сфер, где аудио- и видеотехнологии могут кардинальным образом изменить восприятие аудитории. К ним относятся индустрии развлечений, досуга и спорта. К примеру, в этом году бродкастеры на своем опыте убедились в важности обеспечения качественного звука и картинки при организации вещания одного из самых значимых футбольных событий лета 2018 года. Международная вещательная компания HBS, которая занимается доставкой мирового спортивного контента, на встрече с вещателями в декабре 2017 года объявила, что турнир будет транслироваться в 4К, HDR и с иммерсивным звуком Dolby Atmos. И Первый канал тогда оказался единственным в России и одним из пяти в мире, кто при поддержке инженеров компании Dolby смог принять контент в таком формате для линейного вещания. В целом наш опыт внедрения в очередной раз показал, как важно вещателям "поймать волну" и научиться делать так, чтобы зрители чувствовали себя причастными к важным мировым событиям, даже не выходя из дома. Мы сделали эксперимент, который показал, что при должном планировании телекомпании смогут перейти на технологии UHD и иммерсивного звука, хотя говорить о регулярном вещании пока рано.
Однако внедрить технологии для создания качественного изображения и звука мало - важно донести контент до аудитории, самому прийти к зрителю. В этом плане интернет дал вещателям новые силы для роста и развития: бродкастеры активно развивают собственные сайты, создают мобильные приложения для просмотров, онлайн-кинотеатры, Smart TV. Современному зрителю важно оставаться мобильным и смотреть любимые ТВ-передачи в удобное время и на подходящем устройстве, а также в случае необходимости пересматривать контент. Поэтому именно появление новых качественных форматов и площадок онлайн-телевидения приводит к росту интереса к ТВ более молодых зрителей. Глобально внедрение телевидения в интернет-среду можно считать самой большой трансформацией в мире ТВ со времен изобретения цветного ТВ.
Если раньше зрителя помогал удержать объем контента, то теперь в основе конкурентной борьбы лежит знание потребностей каждого конкретного зрителя, понимание его предпочтений в жанрах, способе смотрения и других особенностей. В связи с этим на рынке мы наблюдаем устойчивый рост потребности на персонализированный ТВ-контент, видео по запросу. Среди наиболее распространённых сервисов для просмотра - Okko, ivi и Megogo. Первые два поддерживают технологии Dolby. Пользователи интернета привыкают платить за кино в онлайне, и в ближайшие несколько лет тренд на видеосервисы будет только расти. Чтобы стать еще ближе к аудитории, онлайн-кинотеатрам необходимо качественнее изучать предпочтения зрителей и совершенствовать поисковую и рекомендательную системы.
В целом в сложившихся обстоятельствах будущее телевидения будет зависеть от того, насколько быстро телевещатели станут реагировать на изменения рынка, внедрять современные технологии и осваивать альтернативные площадки. Телевидение должно стать не просто "ящиком" в квартире, а существовать повсеместно во всех средах, в отличном качестве и предоставлять именно тот контент, который необходим зрителю здесь и сейчас.