Надежда Краснушкина
22.03.2019

 "Цифровой блок" Белого дома хочет видеть формализованную стратегию цифровизации Росреестра, который является ключевым поставщиком государственных данных. На прошедшей вчера итоговой коллегии ведомства от Росреестра также потребовали повышения надежности инфраструктуры и предложили стать площадкой для экспериментов с искусственным интеллектом (ИИ). В самом Росреестре пока предпочитают в большей степени говорить о реинжиниринге старых решений.

Приехавший на годовую коллегию Росреестра вице-премьер Максим Акимов назвал это ведомство одним из лидеров по оказанию госуслуг в цифровой форме (их доля составляет 65%), поскольку десять лет назад оно создавалось на изначальной "цифровой подложке". Следующее десятилетие, по его словам, должно быть пройдено "под флагом тотальной цифровизации".

Ключевой задачей ведомства в 2019 году названо завершение ввода в промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) и обеспечение требуемой инфраструктуры для миграции данных. Сейчас система работает лишь в 49 территориальных органах, хотя полный переход должен был быть завершен еще к осени 2018 года. "Никаких сбоев в обработке быть не может. Это техническая задача с далеко идущими политическими последствиями",— заявил вице-премьер. Напомним, в результате аварии в августе 2018 года ЕГРН был недоступен трое суток, а владелец центра обработки данных (ЦОД) "Ростелеком" был оштрафован на 34 млн руб. Еще один крупный сбой был зафиксирован в ноябре. С февраля этого года ведомство приступило к созданию новой модели с тремя ЦОДами (два "горячих", один "холодный").

Также Росреестр, судя по словам господина Акимова, может стать площадкой для экспериментов с технологией машинного обучения и с искусственным интеллектом. Речь может идти о расширенной экспертной поддержке регистрационных действий, а в перспективе — о машинном чтении документов и роботизации бизнес-процессов. В стратегии цифровой трансформации ведомству предписано отразить план выдачи новых сервисов, цифровизацию внутренних процессов, переход к управлению на основе данных. Такой документ важен не столько для самого Росреестра, сколько для остальных органов власти, которые должны обеспечить переход к концу 2020 года к проактивному предоставлению как базовых госуслуг, так и создающихся суперсервисов, подчеркнул чиновник.

В самом Росреестре, впрочем, говорят пока лишь о реинжиниринге старых решений. "У нас сервисная часть, портальная часть развивалась около семи лет, и эти решения устарели. Гражданам часто неудобно пользоваться нашим порталом. Гораздо проще прийти к посредникам, у которых можно быстро, пусть и в несколько раз дороже, получить сведения ЕГРН",— пояснила "Ъ" глава ведомства Виктория Абрамченко. Для облегчения же учетно-регистрационных действий будет запущен портал "Регистрацияпросто.рф", который на основе анализа жизненных ситуаций пользователей подскажет им список необходимых документов для получения услуги. Что касается внедрения ИИ, то Росреестр в 2018 году в партнерстве со Сбербанком уже запустил эксперимент по регистрации договоров долевого участия в многоквартирных домах. "Мы бы предложили рассмотреть для таких рутинных операций участие не регистратора прав, а робота, чтобы сократить количество ошибок, влияние человеческого фактора и освободить регистраторов для сложных проектов",— пояснила госпожа Абрамченко.