Tele2 вышел на чистую прибыль
Чистая прибыль оператора мобильной связи Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") по итогам 2018 г. составила 2,7 млрд руб. Годом ранее убыток Tele2 составлял 5,5 млрд руб. Кроме того, оператор сообщил о двукратном росте капитальных затрат: с 12,8 млрд руб. в 2017 г. до 25,5 млрд руб. в 2018 г. Также Tele2 сообщил об увеличении абонентской базы на 1,7 млн человек (4,2%), до 42,3 млн абонентов.
Выручка Tele2 выросла на 16,4%, в сравнении с 2017 г., и достигла 143 млрд руб. Показатель рентабельности EBITDA достиг 30,5%, увеличившись на 5,7 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Объем инвестиций Tele2 в IT-инфраструктуру и технологическое развитие сети составил 25,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2017 г. на 99,6%. Соотношение CAPEX к выручке составило 18%. Чистая прибыль оператора составила 2,7 млрд руб.
Коэффициент отношения долга к EBITDA сократился на 30% и достиг значения 2,8.
Абонентская база компании на 31 декабря 2018 г. составила 42,3 млн человек, увеличившись на 1,7 млн абонентов за год. Средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 11,5% и составил 281 руб.
Годовой отток абонентов сократился на 0,8 п.п. и составил 37,5%. Количество активных пользователей мобильного интернета за год выросло на 26%. Число абонентов MVNO на сети Tele2 составило 1,75 млн человек, увеличившись за год на 75% (не учитываются в абонентской базе компании).
"Для сохранения прогресса финансовых и операционных результатов мы продолжим реализовывать коммуникационную платформу "Другие правила". Благодаря концепции Tele2 второй год подряд прирастает двузначными темпами по выручке и увеличивает абонентскую базу на фоне стагнирующего рынка. В этом году мы продолжим наращивать чистую прибыль и улучшать качество абонентской базы. Технологически наша стратегия опирается на развитие эталонной сетевой инфраструктуры и создание современных цифровых сервисов", - сообщила в разговоре с ComNews пресс-секретарь компании Дарья Колесникова.
По ее словам, основным драйвером роста выручки остаются услуги передачи данных. Развитие онлайн-сервисов приводит к росту потребления интернета и эволюции поведения пользователя в digital-пространстве.
"Аудитория все больше привыкает к удобству цифровых услуг и осознает их как жизненно необходимые сервисы. Это подтверждается активно меняющимся профилем потребления пользователя Tele2: по итогам 2018 г. расход трафика на абонента вырос почти в полтора раза. В этом году мы продолжим запускать инновационные продукты, которые отличаются от доступных на рынке предложений. Это позволит Tele2 привлекать новые сегменты аудитории и увеличивать долю активных data-пользователей", - сказала Дарья Колесникова.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин считает, что Tele2 представил позитивные результаты за 2018 г. "Абонентская база в прошлом году выросла, притом что российский рынок уже находится в зрелой стадии и число абонентов у других операторов "большой четверки" либо стагнирует, либо снижается. ARPU также растет, что уже очень близко к показателям трех крупнейших операторов, и, скорее всего, разрыв продолжит постепенно сокращаться", - говорит Артем Михайлин.
По его мнению, оптимизация расходов и постепенное повышение тарифов уже хорошо заметны в росте EBITDA. Рентабельность EBITDA увеличилась, но все еще примерно на 8-10 п.п. хуже показателей лидера рынка - МТС.
"Хорошей новостью является выход Tele2 на стабильную прибыль в прошлом году. Мы ожидаем, что в 2019 г. оператор продолжит наращивать ARPU темпами быстрее рынка и улучшать маржинальность бизнеса. На данный момент наиболее важной новостью для компании, как нам представляется, станет покупка "Ростелекомом" контрольной доли в Tele2, и особенно интересно будет узнать условия данной сделки, а также оценку компании", - уверен Артем Михайлин.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова назвала финансовые результаты Tele2 сильными, а существующую бизнес-модель эффективной.
"Несмотря на увеличение капитальных затрат на развитие IT-инфраструктуры почти в два раза, компания получила прибыль в размере 2,7 млрд руб. против убытка в предыдущем году. Развитие big data в бизнес-сегменте поспособствовало росту выручки в 11 раз. Более того, решение компании стать "фабрикой MVNO" и сдавать в аренду собственную радиосеть более чем 15 операторам связи в России для оказания ими услуг мобильной связи поспособствовало росту количества абонентов MVNO на 75%, до 1,75 млн человек, что также благоприятно отразилось на выручке", - комментирует показатели Анастасия Соснова.
По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, основные факторы, которые могли негативно влиять на оценку Tele2 аналитиками, - это убытки вплоть до II квартала 2018 г. и рост долговой нагрузки.
"Так же как и аналитики, потенциальный покупатель мог бы обосновывать дисконт к озвученной прессой оценке стоимости в 240 млрд руб., что выше нашей оценки в 150 млрд руб. и даже выше, чем 200,1 млрд руб., в которые фондовый рынок оценивает компанию "Ростелеком". Компания Tele2 успешно справилась с обеими проблемами - сумела показать прибыль в 2,7 млрд руб. и уменьшила отношение долга к EBITDA", - сказал Леонид Делицын.
Аналитик предполагает, что рост выручки и EBITDA, по-видимому, будут выше, чем у других крупнейших операторов. Показатель ARPU также вырос на 11,5%, но является пока относительно низким, что объясняется агрессивным ростом оператора.
"Основными факторами увеличения выручки является рост ARPU и абонентской базы, а оставшуюся половину процента дают новые направления, такие как MVNO. Хотя число абонентов виртуальных операторов на базе Tele2 выросло на 75%, но в абсолютном выражении это меньше, чем прирост базы самого Tele2, поэтому дать значительный вклад в выручку направление пока не может. Потому основным драйвером роста выручки станет рост ARPU, благодаря переносу фокуса на направление передачи данных", - резюмирует Леонид Делицын.