Индекс цифровой грамотности снизился
Индекс цифровой грамотности россиян в 2018 г. снизился на 14,7%. Такие данные приводит РОЦИТ и исследовательская группа "Циркон". По сравнению с 2017 г. в 2018 г. граждане стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. Многие пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий. Об этом сообщает РОЦИТ.
Индекс цифровой грамотности граждан строится на основе трех ключевых субиндексов - цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности. В 2018 г. произошло резкое увеличение диспропорций между уровнем цифровых компетенций и цифровой безопасности россиян, что повлекло за собой серьезное падение среднего значения индекса.
При этом эксперты уже второй год наблюдают четкий тренд роста цифровых компетенций граждан и расширение их многообразия.
"Сегодня множество устройств буквально "заставляют" пользователей совершенствоваться и осваивать все новые и новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. Однако более активное пользование приводит и к более высокому уровню знаний, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий", - отмечает директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
В 2019 г. РОЦИТ прогнозирует выравнивание дисбаланса показателей цифровой грамотности и, как следствие, рост среднего значения индекса.
По данным РОЦИТ, в 2018 г. россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. Если в 2015 г. каждый или почти каждый день к поисковым системам обращалось 38,9% соотечественников, в 2018 г. - уже 49,7%.
По сравнению с прошлым годом резко сократилось количество людей, которые, не обладая необходимыми знаниями, будут пытаться починить свое электронное устройство (8% в 2018 г. против 22% в 2017 г.). Также граждане стали чаще сомневаться в том, что способны отличить легальный контент от нелегального, что обладают необходимыми знаниями для защиты своих персональных данных онлайн.
В 2015 г. полностью согласились с утверждением "Мне всегда (или почти всегда) удается отличить легальный контент (музыку, фильмы, электронные книги и т.д.) от пиратского" 21,7% респондентов, в 2018 г. - 17%. В 2015 г. с утверждением "Я обладаю необходимыми умениями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию при работе в интернете", были полностью согласны 24,1% россиян, в 2018 г. - 22,1%.
Развитие компетенций обостряет для пользователей проблему информационной безопасности, что и показывает динамика индекса за весь период измерений.
Исследование 2018 г. также продемонстрировало сохранение региональных диспропорций и неравномерность развития федеральных округов. Наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО. За четыре года измерений они сохранили свои позиции в общем рейтинге за счет устойчивого и равномерного развития своих показателей. При этом темпы развития в этих округах отличаются значительно.
Наибольший рост цифровой грамотности продемонстрировали два федеральных округа - Дальневосточный и Сибирский. В частности, Дальневосточный ФО вышел с третьего места на второе по уровню цифрового потребления. Однако опередить Центральный ФО ему удалось прежде всего за счет значительного развития цифровых компетенций (скачок с седьмого места на второе).
Также специалисты отмечают положительную динамику Сибирского ФО, который за четыре года исследований переместился с седьмого места на пятое за счет нивелирования диспропорций между субиндексами цифровых компетенций, цифровой безопасности и цифрового потребления.
"Повышение уровня цифровой грамотности - это совместная задача для бизнеса, государства и общества. За четыре года проведения нами исследования "Индекс цифровой грамотности" и осуществления образовательно-просветительской работы для пользователей этой проблеме стало уделяться значительно большее внимание, чем тогда, когда мы только начинали, - говорит Сергей Гребенников. - С каждым годом все больше бизнес-игроков из различных сфер запускают уникальные спецпроекты в интерактивных форматах для обучения своих клиентов правильному и безопасному использованию технологий - проведению финансовых операций онлайн, общению в социальных сетях, генерации позитивного контента".
По словам Сергея Гребенникова, одним из важнейших шагов на уровне государства должно стать включение проектов по развитию навыков и компетенций в области цифровой грамотности граждан в национальную программу "Цифровая экономика РФ".
"Мы верим, что это позволит как минимум начать процесс внедрения уроков по цифровой грамотности в школьную программу на регулярной основе. Кроме того, в связи с тем что исследование демонстрирует сохранение региональных диспропорций, мы рекомендуем внесение проектов по повышению уровня цифровой грамотности в стратегии развития всех федеральных округов с учетом выявленных в ходе исследования особенностей", - сказал Сергей Гребенников.
Директор по развитию направления "Кибербезопасность для населения" компании "Ростелеком-Solar" Олег Седов рассказал в беседе с корреспондентом ComNews, что, по его мнению, цифровая грамотность населения заметно возросла. "Мало кто совсем не подозревает о рисках, которые приходят вместе с цифровым миром, услугами и возможностями из глобальной паутины. Тема хакеров и кибератак широко популяризируется СМИ, поэтому люди в целом осведомлены об угрозах информационной безопасности, хотя многие не сталкивались с ними на личном опыте. Тем не менее киберграмотность населения растет слишком медленно, если людей ничто не мотивирует к получению новых знаний и навыков", - считает Олег Седов.
По его словам, киберугрозы развиваются так же быстро, как и информационные технологии, и знаний о цифровой гигиене, полученных вчера, уже завтра будет недостаточно. Вот почему необходимы внешние факторы - например, социальные и образовательные программы, создаваемые при содействии государства, которые позволят вести централизованную работу по повышению цифровой грамотности россиян.
Глава представительства Avast в России и СНГ Алексей Федоров уверен, что технологии действительно развиваются быстрее, чем цифровая грамотность. "Мы проводили опрос пользователей, могут ли они отличить фейковое банковское приложение от настоящего. Так, 24% респондентов определили официальный интерфейс приложения для мобильного банкинга как мошеннический, а 29% ошибочно приняли поддельный интерфейс за настоящий. Сегодня хакеры все больше используют методы социальной инженерии наравне с техническими приемами", - делится опытом Алексей Федоров.
По его мнению, люди оставляют в социальных сетях слишком много личной информации. "Зная об интересах, привычках, круге друзей потенциальной жертвы, злоумышленнику проще войти в доверие. Все чаще мы видим новости о фишинговых рассылках, о фейковых приложениях, о передаче данных третьим лицам, например рекламодателям, - надеемся, пользователи будут серьезнее относится к личным данным", - говорит Алексей Федоров.
Руководитель центра мониторинга и реагирования на инциденты ИБ Jet CSIRT компании "Инфосистемы Джет" Алексей Мальнев полагает, что результаты исследования демонстрируют относительную ежегодную динамику в рамках конкретной методики оценки цифровой грамотности. "Другими словами, это лишь фиксация относительной годовой динамики изменения общей цифровой грамотности в условных "попугаях". В какой-то мере эта статистика отражает и уровень осознанности проблемы населением, базируясь на субъективных мнениях людей. В то же время методика не преследует цели проводить абсолютный анализ готовности населения противостоять актуальным угрозам ИБ", - сказал он.
Расчет цифровой грамотности в абсолютном смысле, как рассказал Алексей Мальнев, возможен только после практического тестирования большой выборки населения, а также изучения практик обучения программ Security Awareness и оценки зрелости этих программ. Помогает косвенно оценить абсолютный уровень цифровой грамотности реальная статистика ведущих исследовательских организаций. Эта статистика демонстрирует катастрофически низкий общий уровень осведомленности в области ИБ. "Подавляющее число людей, порядка 80%, кликнут на ссылку в подозрительном электронном письме, даже если допускают опасность этого действия. Обучение по программам Security Awareness среди широкого населения вообще не проводится", - сетует Алексей Мальнев.
Повышение уровня осознанности, уверен он, часто становится предпосылкой к повышению уровня грамотности в той или иной сфере. Однако никто не гарантирует, что критичные угрозы ИБ не станут более изощренными, что в итоге сделает общую картину более сложной и опасной, нежели мы видели ранее.
Также, обращает внимание Алексей Мальнев, нужно учесть тенденцию к расширению области цифровизации всех аспектов жизнедеятельности человека, что влечет расширение потенциальной площади поверхности кибератак (attack surface). "Нельзя забывать и о факторе неоднородности уровня осведомленности населения. Например, мы должны оценить потенциал реального повышения уровня осведомленности слабоосведомленных групп населения, скажем пенсионеров, и сравнить его с потенциалом роста угроз со стороны индустрии киберпреступлений. И это тот случай, когда могут серьезно помочь государственные программы защиты населения в киберпространстве", - говорит он.