"ВКонтакте" ограничит доступ к данным своих пользователей
Социальная сеть "ВКонтакте" планирует выпустить продуктовые обновления, которые ограничивают доступ к данным аудитории. В компании также заявили, что подают в суд на сервис SearchFace, который позволяет искать профили в соцсети по фотографиям. Эксперты говорят, что судебная практика относительно защиты пользовательских данных в России только формируется и суды разных инстанций внутри одного дела приходят к разным выводам.
Корреспонденту ComNews сказали в пресс-службе "ВКонтакте", что сервис SearchFace без предварительного согласия пользователей соцсети собирает и использует их данные. "Это грубое нарушение правил "ВКонтакте". Наша команда инициировала разбирательство: для защиты интересов пользователей мы готовим обращение в суд и продуктовые обновления, которые ограничивают доступ к данным аудитории", - прокомментировал представитель пресс-службы "ВКонтакте".
Напомним, что ранее "ВКонтакте" уже инициировала разбирательство, связанное с использованием данных пользователей соцсети сторонними сервисами. "ВКонтакте" подавала в суд на одного из резидентов "Сколково" - компанию Double Data. В октябре 2017 г. Арбитражный суд Москвы отклонил иск социальной сети "ВКонтакте" (принадлежит Mail.Ru Group) к Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ) о прекращении применения открытых данных пользователей для продажи своих услуг. НБКИ предлагало кредитным организациям сервисы на основе решения, разработанного Double Data с использованием технологии Big Data, которое позволяет оценить кредитоспособность заемщиков, собирая и обрабатывая информацию из открытых данных пользователей соцсети. "ВКонтакте" требовала обязать ответчиков прекратить применение открытых данных пользователей для продажи своих услуг и выплатить компенсацию - по одному рублю (см. новость ComNews от 9 октября 2017 г.). Позже арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции по иску "ВКонтакте" к Double Data и частично удовлетворил иск "ВКонтакте" в части запрета использования компанией Double Data принадлежащей "ВКонтакте" базы данных, отказав при этом во взыскании какой-либо компенсации. Double Data тогда собиралась обжаловать постановление апелляционной инстанции (см. новость ComNews от 30 января 2018г.).
Основатель и генеральный директор Double Data Максим Гинжук сказал корреспонденту ComNews, что 17 июля 2018 г. Суд по интеллектуальным правам отменил постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска "ВКонтакте" и вернул дело в первую инстанцию для его повторного рассмотрения, сейчас рассмотрение дела продолжается.
"В частности, Суд по интеллектуальным правам указал на необходимость проведения технической экспертизы, так как один из наших доводов заключался в том, что наше программное обеспечение является поисковой системой - с принципом работы, аналогичным "Яндекс", Google и пр. - и поэтому его функционирование не может нарушать права "ВКонтакте". Наш спор не связан с законом о персональных данных, с использованием приложений и т.п. Мы работаем с той информацией, которую пользователь сделал открытой, наше программное обеспечение лишь ищет ссылки на страницы, как и любой другой поисковик, только более точно. По сути, наш спор свелся к тому - можно ли обрабатывать данные из открытого интернета в целях создания и функционирования поисковой системы? Или завтра любой сайт, а не только "ВКонтакте", сможет предъявить за такое взаимодействие с общедоступной информацией в интернете иски поисковикам? "ВКонтакте" часто говорит о защите данных пользователей, когда говорит о нашей работе, - о тех данных, которые пользователи сами открыли всему интернету. Есть очень простой и эффективный инструмент, как ограничить доступ нам и другим поисковикам - "закрыть" открытые страницы пользователей. И все, ни в одном поисковике не будет данных "ВКонтакте". Но они этого не делают. Может, потому, что в споре с нами целью "ВКонтакте" является не защита интересов пользователей, а бизнес-интересы?" - прокомментировал Максим Гинжук.
Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры", член совета Торгово-промышленной палаты РФ по ИС Павел Катков полагает, что соцсеть противится тому, чтобы ее использовали в качестве бесплатной базы данных третьи лица. "Об этом говорит и недавняя судебная тяжба между ними и резидентом "Сколково" Double Data. По сути, любая интернет-компания хочет коммерчески использовать данные о своих пользователях сама, и полагаю, что "ВКонтакте" - не исключение. Что касается ограничения распространения информации, то этот вопрос, скорее всего, будет урегулирован кликовым соглашением - click agreement - с пользователем, которое даст соцсети необходимые полномочия на ограничения. Самого же права пользователя публиковать свои данные это не затронет, это право нельзя ограничить, вот только сделать это он сможет сам и вне пространства данной соцсети", - сказал Павел Катков.
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко рассказал корреспонденту ComNews, что сейчас есть три подхода к регулированию больших данных: гуманистический (Европейский), когда права на БД принадлежат конкретному человеку, американский - компании владельцу цифровой платформы и китайский, при котором права принадлежат государству. "В России пока только выбирается модель регулирования. Пока нет отдельного закона, действуют нормы ФЗ "О персональных данных" и положения ГК об общедоступных данных. В арбитраже уже есть подобные споры, однако суды разных инстанций внутри одного дела пришли к разным выводам. И поэтому судебная практика только формируется", - объяснил Дмитрий Галушко.
Ассоциированный партнер Rödl & Partner Татьяна Вуколова сказала корреспонденту ComNews, что в данной ситуации "ВКонтакте" фактически является оператором персональных данных. "В идеале по закону пользователи соцсетей должны заранее оговаривать, какие публикации они делают общедоступными, приватными или с ограниченным доступом, то есть данная информация не является изначально свободной. Эти вопросы обязательно должны быть урегулированы в политике персональных данных соцсети. Пользователь должен знать и понимать риски, связанные с распространением той или иной информации о себе, чтобы регулировать к ней доступ", - пояснила она.
Говоря о правовом аспекте, Татьяна Вуколова отметила, что этот вопрос урегулирован, и достаточно подробно. "Другое дело, как соцсети воспринимают законы и подходят к вопросу. Представители одной из соцсетей, насколько я знаю, в свое время заявляли, что не имеют дело с персональными данными, а только с псевдонимами пользователей, поскольку не проводят проверку личности при регистрации. При использовании информации в соцсети следует разделять типы информации и категоризировать их. Нужно понимать на входе, что это за информация - общедоступная, защищенная авторским правом или это охраняемые персональные данные. Компании, которые используют информацию или собирают такую информацию для своих коммерческих нужд, также несут ответственность в случае их незаконного или неправомерного сбора", - рассказала она.
Татьяна Вуколова уточнила, что по общему правилу любые персональные данные под охраной, то есть их нельзя публиковать, далее зависит от субъекта ПД, хочет ли человек, чтобы про него что-то знали, и делает эти данные общедоступными, либо не хочет, чтобы даже знакомые знали, что он присутствует в соцсетях и тогда выступает инкогнито. "Сторонним площадкам эти данные можно использовать только в том случае если человек - субъект ПД - сам захотел этого и на основании информированного согласия, плюс заключил соответствующий договор. Сейчас обсуждается проект закона, когда субъекты данных смогут продавать обезличенные ПД для образования больших данных. Общий посыл в том, что персональная информация - это "новая нефть", которая должна хорошо продаваться, а для этого надежно защищаться", - рассказала Татьяна Вуколова.
На взгляд адвоката Александра Титова ограничение направлено на обеспечение тайны персональных данных и права на изображения. "Это законодательно гарантированные права граждан, и их охрана не противоречит свободе получать информацию. Закон исходит из того, что пределы вторжения в личную жизнь определяет сами человек. Соцсеть предлагает своим пользователям определенный контракт, который предполагает право определенного вторжения в сферу частной жизни. Эти пределы должны быть четко обозначены пользовательским соглашением. Нарушение обозначенных пределов дает право человеку требовать компенсацию его морального вреда. Сами по себе действия, направленные на нарушение права на изображения человека - сбор, идентификация, распространение, - идут в противоречие с законодательством", - прокомментировал Александр Титов.