Российские посылки получат китайский сервис
"Почта России" намерена расширить партнерство со входящим в Alibaba Group логистическим сервисом Cainiao. Китайская компания станет одним из первых клиентов 38 фулфилмент-центров, в которые ФГУП вместе с ВТБ инвестирует более 20 млрд руб., рассчитывают в "Почте России". Впрочем, пока загружать такие мощности Cainiao нечем, считают участники рынка.
Гендиректор "Почты России" Николай Подгузов и директор Cainiao Network Ван Лин подписали письмо о намерениях сотрудничества, сообщили "Ъ" представители сторон. Документы, детально регламентирующие сотрудничество, будут разработаны в течение 100 дней, говорит представитель "Почты России". Компании будут обмениваться технологическими ноу-хау в области логистики, включая, например, роботизированное управление складом, сортировочными операциями, автоматизированными системами доставки и т. д., уточняет представитель ФГУПа. Объединение усилий позволит повысить качество и скорость доставки из Китая, ожидает Николай Подгузов. ФГУП полагает, что Cainiao станет одним из первых клиентов, который будет использовать создаваемую логистическую инфраструктуру "Почты России" — 38 логистических центров, на строительство которых ФГУП и ВТБ выделят по 10,19 млрд руб.
Cainiao вышла на российский рынок в конце 2016 года, а в июле 2017-го вместе с "Почтой России" запустила упрощенную регистрацию для покупок на AliExpress. В ноябре того же года Cainiao объявила о планах по использованию чартерных самолетов и авиапарка ФГУП, чтобы ускорить доставку с AliExpress. Наконец, в сентябре 2018 года Cainiao и "Почта России" открыли новый маршрут доставки из Китая за Урал и в Европу по железной дороге, напоминает представитель AliExpress. Усредненный срок доставки с торговой площадки сейчас составляет 15–30 дней, говорит он. В 2018 году "Почта России" доставила россиянам около 320 млн отправлений из Китая, большую часть которых — с AliExpress.
Тот факт, что "Почта России" в последние годы уделяет большое внимание развитию специальных решений для электронной коммерции, в том числе логистических продуктов для трансграничной торговли, способствует развитию отрасли в целом, полагает директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев: "Поэтому мы позитивно оцениваем любые кооперации национального почтового оператора с игроками на рынке трансграничной торговли, если в результате весь рынок получит еще более конкурентные логистические продукты или решения".
"Почта России" — главный российский логистический оператор, а Cainiao — ключевой китайский, партнерство между ними может принести как минимум создание удобных сервисов, включая возможность авансирования площадкой всех налоговых платежей и списание их в российский бюджет, рассуждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Приведет ли сотрудничество к увеличению доли рынка "Почты России", "покажет время", отмечает он: "Пока дорогостоящие посылки предпочитают передавать экспресс-перевозчикам". Для "Почты России" партнерство с Cainiao — "абсолютно логичный шаг на пути улучшения сервиса", но на рынке экспресс-доставки соглашение никак не отразится, уверена вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова.
Ничего "принципиально нового" в сотрудничестве "Почты России" и Cainiao пока не делается, считает один из собеседников "Ъ" в отрасли.
Все, что было нужно на уровне продуктов, уже сделано предыдущим менеджментом Cainiao и "Почты России", включая специальную наземную доставку нерегистрируемых отправлений через Владивосток, утверждает он. Также не совсем понятно, чем Cainiao может наполнить фулфилмент-центры ВТБ и "Почты России", говорит собеседник "Ъ" в одной из интернет-компаний. "Объем Tmall (онлайн-магазин, входит в Alibaba.— "Ъ") пока не такой существенный, да и у Cainiao уже есть площадка в индустриальном парке "Южные Врата" в Домодедово",— указывает он.