ФАС берет приставки на контроль
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против ряда ретейлеров из-за увеличения цен на цифровые ТВ-приставки. ФАС проанализировала изменения цен на ТВ-приставки за период с июня по декабрь 2018 г. Ведомство выяснило, что количество приставок в бюджетном ценовом сегменте сократилось. В низком ценовом сегменте увеличение цен составило от 30% до 100%. В сегменте свыше 1000 руб. наблюдается увеличение в цене от 5% до 83,9%.
ФАС усмотрела признаки установления необоснованно монопольно высокой цены на ТВ-приставки в действиях ООО "ДНС Ритейл", ООО "МВМ", ООО "Эльдорадо", НАО "Юлмарт". Ведомство считает, что сетевые магазины нарушили п.1 ч.1 ст.10 Закона "О защите конкуренции".
Антимонопольное ведомство взяло на особый контроль вопрос недопущения необоснованного роста цен на ТВ-приставки. Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сказал корреспонденту ComNews, что в Тверской области проходит пилотный проект внедрения цифрового эфирного телевещания и ФАС постоянно в деталях анализирует ситуацию. "Мы хотим с самого начала сделать так, чтобы на этом и на последующем этапах не возникало проблем, препятствующих переходу на цифровое вещание. Рассматриваемое дело позволит кроме прочего предупредить нарушения на последующих этапах. Мониторинг, а при необходимости и принятие мер антимонопольного воздействия будут проводиться постоянно до окончательного отключения аналогового формата телевещания", - отметил Анатолий Голомолзин.
ФАС совместно с территориальными органами провела анализ изменения цен на ТВ-приставки за период с июня по декабрь 2018 г.. По результатам анализа ведомство выявило, что цены на приставки различных моделей за этот период времени меняются по всей стране разнонаправленно. "При этом наблюдается расширение ассортимента продаваемых моделей ТВ-приставок, что является положительным моментом, однако происходит сокращение низкого ценового сегмента (до 1000 руб.) ТВ-приставок. Анализ цен также показал, что в тверских сетевых магазинах выявлен рост цен с июня по декабрь 2018 г. на отдельные модели ТВ-приставок. В низком ценовом сегменте увеличение цен составляет от 30% до 100%. В сегменте свыше 1000 руб. увеличение составляет от 5% до 83,9%. На отдельные ТВ-приставки наблюдается снижение цен", - говорится в сообщении ФАС.
Напомним, что переход с аналогового телевещания на цифровое будет поэтапным (см. новость ComNews от 16 ноября 2018 г.). 3 декабря от аналогового вещания отключили Тверскую область. Следующие 7 регионов отключат с 11 февраля, затем 20 регионов - с 15 апреля и 57 регионов - с 3 июня (см. новость ComNews от 11 декабря 2018 г.).
Жителям РФ, чьи телевизоры не поддерживают прием цифрового сигнала, придется покупать оборудование для приема цифрового телевидения (ТВ-приставки).
ФАС напоминает о недопустимости необоснованного повышения цен на социально ориентированных рынках, в особенности на фоне перехода на цифровое вещание.
Представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо" (входят в ПФГ "Сафмар") сообщил корреспонденту ComNews, что документов от ФАС компания еще не получала. На основании сообщения ведомства представитель прокомментировал ситуацию: "Как только появилась официальная информация о планах и графике перехода на цифровое ТВ-вещание, "М.Видео" и "Эльдорадо" провели специальные закупки бюджетного ассортимента приставок. Популярные модели приставок по промоцене около 990 руб. сейчас доступны во всех магазинах сети, и мы гарантируем их наличие в магазинах или онлайн в течение всего периода перехода на цифровой формат вещания. С лета "М.Видео" и "Эльдорадо" также снизили цены на ряд моделей на 20-30%", - рассказал представитель "М.Видео-Эльдорадо".
Представитель пресс-службы "Юлмарта" отметил, что разговоры о суде пока преждевременны, продажи приставок с сентября начали расти. Директор бизнес-направления "Продукт" "Юлмарта" Олег Пчельников отметил следующее: "Ни о каком сговоре не может быть и речи. С упомянутыми в сообщении ФАС компаниями мы являемся конкурентами, а не партнерами. Модельный ряд по данному виду продукции у нас практически не пересекается, а в ассортименте представлена продукция разных производителей и ценовых сегментов. В "Юлмарте" представлено более 10 брендов, таких как BBK, Supra, Hyundai и др., до 50 моделей, в то время как у "Эльдорадо" около пяти брендов и 15 моделей, по которым мы не пересекаемся. В ценообразовании мы исходим из конкурентной ситуации на рынке, которую не можем игнорировать. На стоимость товаров также оказывают влияние закупочные цены поставщиков. Особо отмечу, что цены на приставки за год практически не изменились, несмотря на существенный рост курса доллара. Товар закупается в основном в долларах, российского производства практически нет. В прошлом году и сейчас мы торгуем в широком ценовом диапазоне от 900 руб. до 1990 руб., с регулярными акциями, когда цены снижаются до 790 руб. При усилении конкуренции удержание цен произошло в основном за счет снижения маржинальности ретейлеров".
Вице-президент по продажам объединенной компании "Связной Евросеть" Давид Борзилов сказал, что наблюдают спрос на цифровые приставки в сети магазинов "Связной Евросеть". "По итогам 11 месяцев 2018 г. спрос на эту категорию товаров у нас вырос на 11% в штуках, в деньгах - на 41% год к году", - добавил он. Говоря о контроле цены на эту категорию продукции, Давид Борзилов сказал, что "Связной Евросеть" всегда ведет деятельность в рамках российского законодательства.
Представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сказал, что "Билайн" не повышает цены на ТВ-приставки. "В нашем интернет-магазине сейчас действует акция, и их можно купить со скидкой", - добавил представитель компании.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что ретейлеры, чтобы избежать трений с ФАС в дальнейшем, скорее всего, постараются избежать ситуаций, при которых их можно обвинить в несанкционированном повышении цен на социально ориентированные товары. "Уже зафиксирован рост спроса на ТВ-приставки на 30% год к году из-за готовящегося перехода на цифровое вещание после новогодних каникул в 2019 г. Однако всплеск спроса может случиться и в январе, когда непосредственно осуществится переход. В рамках перехода на цифровое вещание ТВ-приставки становятся социально значимым товаром, поэтому ФАС важно не допустить злоупотреблений и роста цен. Действия ФАС направлены на предотвращение роста цен на приставки, и полагаю, что цели антимонопольной службы в итоге будут достигнуты", - говорит Анастасия Соснова.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что увеличения спроса на ТВ-приставки ожидать следует, поскольку значительный процент россиян не приобрели приставки и в новом году потеряют доступ к телевизионным программам. "Поэтому, например, те, кто заботится о своих забывчивых или принципиальных пожилых родственниках, может приобрести им приставку в качестве новогоднего подарка - в том числе и по несколько более высокой цене", - говорит он.
"Пока неясно, каким образом несколько компаний могут установить монопольно высокую цену. Сговариваться для этого не требуется, а напоминание о недопустимости необоснованного повышения цен на социально ориентированных рынках наводит на мысль, что установление монопольной цены - не совсем точное определение того, что происходит, и не совсем понятно, антимонопольные ли цели в данном случае ставит перед собой ведомство. Впрочем, возможно, ретейлерам выгоднее не вступать в тяжбу, а уступить, потому что если отступит ФАС, то может найтись кто-то другой, кто все равно понудит их к той же социальной ответственности", - рассуждает Леонид Делицын.