© ComNews
13.12.2018

Процесс банкротства VSAT-оператора HeliosNet затягивается. У компании, признанной банкротом более года назад, недавно сменился конкурсный управляющий. Новый управляющий объявил тендеры на продажу части имущества компании и акций дочерних предприятий HeliosNet.

Более года назад (13 ноября 2017 г.) VSAT-оператор HeliosNet (ЗАО "Вэб Медиа Сервисез", ВМС) был признан банкротом. П.2 ст.124 закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Таким образом, конкурсное производство по делу HeliosNet уже должно быть завершено. Однако в декабре этого года конкурсный управляющий HeliosNet объявил тендеры на продажу части имущества компании и акций дочерних предприятий.

Согласно данным Kartoteka.ru, решением Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2017 г. по делу №А40-165489/2017 ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" признано несостоятельным (банкротом). В отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим был утвержден Николай Шабалин.

Однако определением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2018 г. Николай Шабалин освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего "Вэб Медиа Сервисез". Конкурсным управляющим компании утвержден Владимир Грабишевский. 

Владимир Грабишевский в беседе с корреспондентом ComNews сообщил, что Николай Шабалин попросил освободить его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. "Он написал заявление об освобождении. Может быть, он устал", - добавил Владимир Грабишевский.

На днях в газете "Коммерсантъ" конкурсный управляющий HeliosNet Владимир Грабишевский объявил два тендера: на продажу 100% долей в "дочке" HeliosNet - ООО "Стелла Коммьюникейшн" (начальная цена - 11,15 млн руб.), 99% акций ЗАО "Интерактивные Системы" (начальная цена - 22 млн руб.), а также (повторно) автомобиля Fort Transit Connect 2008 г. выпуска (начальная цена - 173 тыс. руб.).

Владимир Грабишевский сказал, что инвентаризация имущества уже частично проведена Николаем Шабалиным, в ходе которой было выявлено три автомобиля. "Николай Шабалин опубликовал результаты инвентаризации. На ее основании я приступил к торгам. Два автомобиля продали ранее. Третий я выставил на повторные торги. Компании тоже были в инвентаризации - они сейчас на первоначальных торгах", - рассказал Владимир Грабишевский и добавил, что сумма кредиторской задолженности ВМС составляет 256,4 млн руб., а основным кредитором является ООО "Экспотрейд".

Владимир Грабишевский объяснил корреспонденту ComNews, что конкурсное производство затянулось из-за большого объема подготовительной работы по ликвидации компании. "Сейчас проводится инвентаризация имущества, нужно будет еще провести аудит", - отметил он, при этом затруднившись сказать, когда планируется завершить конкурсное производство в отношении ЗАО "ВМС". "После того как закончится инвентаризация, будет проводиться оценка имущества, после чего мы сделаем предложение конкурсным кредиторам и к торгам перейдем, может быть, через полгод-год. Вариант сохранить компанию не рассматривался. Невозможно восстановить платежеспособность", - сказал он.

Акционер ГК AltegroSky Сергей Пехтерев сказал корреспонденту ComNews, что в каком-то смысле банкротство HeliosNet уникально. "Тут целая группа компаний и один из старейших VSAT-операторов, который очень динамично развивался в середине 2000 гг. Единую причину такого конца назвать трудно: тут много ошибок или случайностей, каждая по отдельности не критична, а все вместе привели к этому исходу. Есть объективные: в 2006 г. компании пришлось срочно переводить сеть с отказавшего КА "Экспресс АМ11" на другой спутник. Есть и ошибки менеджмента: в 2007 г. HeliosNet набрал очень много регионов по программе Универсальных услуг связи (УУС), требующей больших инвестиций, не смог все сделать в срок. Были штрафы и испорченные отношения с Роскомнадзором, который курировал УУС. Компания слишком часто задерживала платежи субподрядчикам, можно посмотреть какая картотека судебных исков в базе арбитражного суда накопилась с участием юрлиц HeliosNet, срывала госзаказы и побывала в черном списке исполнителей госзаказа. Большой ошибкой стала, по моему мнению, покупка дорогостоящего хаба "Ньютек" под "Экспресс АМ5" года четыре назад, который, скорее всего, обескровил финансы компании, но в силу специфики региона и оборудования совершенно не окупился. Также из-за внутренних разногласий компанию покинули практически все сильные руководители направлений, которые и вывели ее ранее на лидирующие позиции. Года три назад нам предлагали купить HeliosNet, но то ли менеджмент, то ли нанятые консультанты поставили абсолютно неадекватную цену, которая в принципе не позволила даже сесть за стол переговоров", - рассказал Сергей Пехтерев.

Руководитель ГК "Амтел" Игорь Ильинчик говорит, что банкротство HeliosNet - давно назревшее и ожидаемое событие и участники рынка несколько лет ждали этого момента. "Причины банкротства - результат управления компанией в течение последних пяти-семи лет господином Сергеевым Алексеем Станиславовичем. Проводимая им политика демпинга и получения контрактов по любой цене - лишь бы генерировался хоть какой-то денежный поток невзирая на качество услуг - и привела к печальному результату. Удивительно, что возглавляемая им группа связанных компаний - ВМС, "Стелла" и "Интерактивные системы", а также компания "Первый сетевой центр" протянули так долго. Компании жили вечно в долг, были должны как поставщикам спутникового ресурса, так и другим операторам за оказанные услуги связи. Средств в модернизацию технологии и оборудования давно не вкладывалось, качество оказываемых услуг стремилось к нулю. Постепенно были испорчены отношения практически со всеми участниками рынка, что и привело к закономерному концу", - прокомментировал Игорь Ильинчик.

"Судя по живучести HeliosNet, тянуть с финалом можно долго, хотя на данный момент у меня нет достаточной информации для такого рода прогнозов. Таких плачевных компаний, как HeliosNet, сейчас на рынке нет. Уход же с рынка игроков - дело ближайшего будущего. Думаю, будут изменения с 2020 г.", - сказал Игорь Ильинчик. 

Сергей Пехтерев, комментируя ситуацию на рынке VSAT-операторов, сказал, что в целом за исключением еще одного случая, где, возможно, будет официальное банкротство, акционеры других операторов VSAT занимают гораздо более разумную позицию: как только компания начинает работать "в ноль" и не платить дивиденды, ее надо продавать, ибо акционеры могут выручить хорошие деньги за имеющуюся абонентскую базу и пока еще не устаревшее оборудование. "Если же "проспать" это время, то есть большой шанс вообще ничего не получить, как в случае HeliosNet. Рынок безусловно уже укрупнился и, возможно, будет и далее укрупняться. Например, AltegroSky с 2009 г. поглотил тем или иным способом бизнес пяти других VSAT-операторов", - добавил он.

Игорь Ильинчик отметил, что процесс укрупнения рынка спутникового ШПД будет идти. "В то же время появляются микрооператоры спутникового ШПД, являющиеся, по сути, VNO-операторами. Не имеющие собственной инфраструктуры, но продающие конечную услугу напрямую абонентам. Их задачи - маркетинг, генерация и обеспечение финансовых потоков. Сейчас появилось множество таких компаний, перепродающих услуги ШПД на базе инфраструктуры ГКС, ГП КС. Работа с конечными пользователями в сегменте ШПД все больше переходит в онлайн, в виртуальную среду. И там побеждает тот, у кого меньше цена за счет меньших издержек", - сказал Игорь Ильинчик. Он отметил, что активы HeliosNet "Амтел" не интересны. "Покупать акции или доли в этих юрлицах - бессмысленное дело. Интересные активы для нас как оператора там вряд ли есть. Технологически компании, входящие в HeliosNet, отстали от нас лет на семь-восемь. Клиентская база тоже не интересна - ее там просто не осталось. Хоть чего-то стоящие заказчики давно перешли к другим операторам. Тем более, у "Вэб Медиа Сервисез" есть неисполненное судебное решение о взыскании в пользу ГК "Амтел" более миллиона рублей - приставам просто нечего взять", - рассказал Игорь Ильинчик.