© ComNews
30.11.2018

До недавнего времени эксплуатация беспилотного транспорта в России законодательно никак не регулировалась. С выходом постановления "О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств" Россия сделала шаг вперед на пути регулирования использования такого транспорта. Однако открытым остается еще целый ряд вопросов.

На прошедшем 29 ноября II Федеральном форуме Smart Cars & Roads о проблемах законодательного регулирования беспилотных автомобилей рассказал руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ Андрей Незнамов.

26 ноября вышло постановление правительства РФ "О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств". Постановление устанавливает срок проведения правового эксперимента с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. Согласно документу, заявитель обращается в НАМИ за выдачей разрешения на экспериментальную эксплуатацию, после чего ставится отметка в МВД.

В постановлении указаны необходимые для тестирования параметры, такие как стаж водителя не менее трех лет, условия по техническому оснащению транспортных средств. На форуме Андрей Незнамов сказал о том, что пока не ясно, что тестировать. "Поскольку тестировать можно только те автомобили, которые доработаны, шаттлы будут находиться вне закона. Потому что водитель сидит на месте пассажира", - приводит он пример. Андрей Незнамов имеет в виду п.3 постановления, в котором сказано, что водитель высокоавтоматизированного транспортного средства - это физическое лицо, находящееся во время эксперимента на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства.

Андрей Незнамов также выделяет такую проблему в регулировании, как место тестирования. Согласно постановлению, тесты будут проводиться в Москве и Республике Татарстан. "Я не представляю, как мы выпустим такие машины на другие территории России. Например, в гористые местности или в города с неприспособленными дорогами", - сказал Андрей Незнамов и добавил, что не очень правильно выбирать места для тестирования с самыми лучшими дорогами.  

В постановлении сказано, что транспортное средство должно быть застраховано на 10 млн руб. Андрей Незнамов отметил, что нет понимания того, как страховать беспилотники. "В постановлении говорится, что вы должны застраховать - и все", - уточнил он. Заместитель директора по страхованию перспективных проектов АО "Согаз" Павел Фомин, выступая на форуме, отметил, что для страхования беспилотных автомобилей нужно законодательное регулирование, данные от страхователя и потребность клиентов в страховании. Руководитель направления транспортно-информационных систем и обучения водителей "Volvo Group Trucks Россия" Евгений Долотенко привел пример, что в компании Volvo ряду страховых компаний предложили давать данные по географии, загрузке и т.д., чтобы получить скидку. "Ни одна страховая компания не дала согласия", - отметил он.  

Павел Фомин также отметил, что постановление создает дополнительные проблемы, вопрос с ОСАГО так и не решен. "Чтобы реализовать программу страхования, необходимо, чтобы государство это отрегулировало. Чтобы не получилось так, что к 2024 г. государство потребует от страхователей программу в соответствии с программой "Цифровая Экономика", а ее нет", - сказал Павел Фомин.

Андрей Незнамов также отметил, что не может согласиться со сроками тестирования в три года, имея в виду, что в других странах через два года по дорогам будут ездить беспилотные автомобили, а в России еще будет идти тестовый период.

В подтверждение его опасений директор по взаимодействию с органами государственной власти Volvo Group Russia Яна Аржанова рассказала, что компания уже сейчас может использовать свои беспилотные автомобили, так как в Швеции нет ограничений в законодательстве. "Мы видим интерес в России к таким технологиям, но в России это направление пока только развивается", - сказала она.