© ComNews
15.11.2018

ПАО "Ростелеком" объявило о создании единой платформы кибербезопасности и запуске первых трех сервисов на ее основе. Платформа будет работать на базе компании "Ростелеком-Solar" (дочерняя структура "Ростелекома") и обеспечит защиту от интернет-угроз в формате сервисов, доступных через каналы связи "Ростелекома". В компании сообщают, что платформа не имеет аналогов в России. Решение ориентировано на B2B-аудиторию. В перспективе "Ростелеком" планирует подключить сегмент B2C и не исключает выход на международный рынок.

14 ноября "Ростелеком" и "Ростелеком-Solar" объявили о выводе на рынок платформы сервисов кибербезопасности. Платформа построена на базе технологии программно-определяемых сетей (SD-WAN). Стартовый набор сервисов включает защиту от сетевых атак (Unified Threat Management), обеспечение безопасности электронной почты (Secure Email Gateway) и веб-приложений (Web Application Firewall). По словам инициаторов проекта, стартовая емкость платформы составляет несколько тысяч подключений, она гибко масштабируется.

Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский сказал в ходе представления платформы, что "Ростелеком" переходит от модели телеком-оператора к цифровой компании, предоставляющей финальные услуги. "Мы все больше будем выступать в роли единого интегратора", - добавил он.

Директор по маркетингу "Ростелеком-Solar" Валентин Крохин сообщил корреспонденту ComNews, что проект стартовал с создания платформы. "Мы начали ее создавать два года назад - с помощью Nokia - и делали ее чуть больше года. Когда сама платформа была почти готова, мы начали добавлять туда сервисы", - сказал он. "По прогнозам по выручке не скажем - задеваем интересы департамента работы с инвесторами", - добавил Валентин Крохин.

Валентин Крохин подчеркнул, что уникальность сервиса в том, что он рассчитан на десятки тысяч клиентов, а также в возможности мгновенно получить услугу. "Сейчас платформа рассчитана на тысячу клиентов, к концу года будет на десятки тысяч", - пояснил он.

Старший вице-президент по технической инфраструктуре ПАО "Ростелеком" Алексей Сапунов сказал, что "Ростелеком" создал уникальную платформу, аналогов которой даже в мире немного. "Если говорить про нашего основного партнера и вендора - это компания Nokia, - то для Nokia с нами это первый проект в мире", - отметил он. "Если мы говорим про импортозамещение, у нас есть дочернее предприятие Brain4Net, в рамках которого мы разрабатываем похожий по функуионалу продукт и сейчас тестируем его на отдельных сегментах своей сети", - добавил он.

Вице-президент "Ростелекома" по информационной безопасности, генеральный директор компании "Ростелеком-Solar" Игорь Ляпунов сказал, что инвестиции в создание платформы составляют более 1 млрд руб. "Это и вложение в инфраструктуру, в ПО, это большие работы по проектированию и внедрению, это персонал, который обеспечивает функционирование платформы", - пояснил он.

Целевая аудитория сервиса начинается от больших государственных структур и заканчивается рынком В2В. Это коммерческие компании размером от 30 до 500 сотрудников. "Рассмативая направление, в котором мы идем в этом и следующем году, основной прицел компания наводит на B2B-клиента, но на дистанции 2020-2021 гг. мы будем выходить и на B2C-рынок, на рынок конечных потребителей", - сказал Игорь Ляпунов, добавив, что в 2019 г. планируется удвоить количество сервисов, которые предоставляются в рамках платформы.

"Стратегический вектор развития "Ростелекома" заключается в том, чтобы стать цифровым партнером для населения, бизнеса и государства. Это подразумевает создание экосистемы, состоящей из обширного набора телеком-услуг и цифровых сервисов высокого качества. Платформа кибербезопасности - критически важный элемент такой экосистемы, который гарантирует ее бесперебойную работу. Обеспечение безопасности - коллективная задача, поэтому принципиально важен высокий уровень проникновения услуг информационной безопасности по всей территории страны. Единая платформа позволит нам достичь высокого уровня экономической эффективности в рамках каждой организации и тем самым повысить общий уровень защищенности российских компаний", - рассказал Михаил Осеевский.

"Запуск единой платформы кибербезопасности открывает новую главу в развитии российского ИБ-рынка. Шесть лет назад мы создали первый в России коммерческий центр мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC, ставший впоследствии лидером рынка. В данном случае речь также идет о создании нового сегмента с очень широкой аудиторией", - говорит Игорь Ляпунов.

По его словам, сервисная модель поставки освобождает заказчиков от финансовых и ресурсных затрат на покупку, внедрение и поддержку решений. "Сейчас на стороне клиента будет конечное специализированное телекоммуникационное оборудование, стандартный маршрутизатор будет заменен на коробочку чуть побольше, но больше ничего устанавливать не надо. В этом состоит идея виртуальной защиты информации. Заказчик получает виртуальное средство защиты, наш контроль, ежедневное администрирование", - объясняет Игорь Ляпунов.

Подключение, настройку, эксплуатацию и поддержку осуществляют специалисты Solar JSOC в режиме 24/7. В результате совокупная стоимость владения сервисами платформы в течение трех-пяти лет существенно ниже, чем при локальном использовании аналогичных решений. "Сейчас стоимость сервиса на небольшую компанию оценивается от 30 тыс. до 150 тыс. в месяц, что заметно дешевле, чем если бы заказчик приобретал эти решения и устанавливал свои серверные", - рассказал Игорь Ляпунов.

Потребление сервисов осуществляется в режиме pay as you grow: заказчик самостоятельно определяет уровень своих потребностей и приобретает сервисы именно в том объеме, который требуется прямо сейчас. Валентин Крохин объяснил корреспонденту ComNews: "Мы хотим, чтобы клиент заходил в свой личный кабинет и выбирал галочками те сервисы, которые ему нужны, - безопасность, облачное хранение данных - поставил все и получил сервис в течении нескольких минут".

Говоря о конкуренции, Игорь Ляпунов уточнил, что сейчас те сервисы, которые запускает "Ростелеком", не существуют в безвоздушном пространстве. "Несмотря на наши преимущества конкуренция на рынке присутствует, и я уверен, что через год похожие продукты на рынке будут появляться", - добавил он.

Единая платформа сервисов кибербезопасности обогащается информацией об угрозах, используемой при оказании услуг центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC. Он агрегирует данные из коммерческих отчетов о новом вредоносном ПО, уязвимостях и методах атак (Threat Intelligence), а также является участником информационного обмена с группами реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере киберугроз (CERT) в России и за рубежом.

"Единая платформа сервисов кибербезопасности "Ростелеком-Solar" реализована на базе высокотехнологичного облачного решения Telco Cloud, которое обеспечивает слаженную работу решений в сфере телекоммуникаций и информационной безопасности. Оно сочетает преимущества решений класса MANO (Management and Orchestration for Network Operation - Прим. ComNews) и технологии программно-определяемых сетей - SD-WAN. Наши корпоративные заказчики хотят получать все преимущества экономичных облачных решений в области ИТ и сетевых технологий. Мы расширяем портфель бизнес-услуг, чтобы помочь организациям в решении стоящих перед ними задач", - говорит Алексей Сапунов.

"Наша стратегия - это лидерство на рынке кибербезопасности, и мы не останавливаемся на том наборе сервисов, которые предоставляем заказчикам", - пообещал Игорь Ляпунов.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал корреспонденту ComNews, что пока компания не говорит о международной экспансии. "Нам бы свой рынок завоевать. Но мы не исключаем такой вариант", - добавил он.  

Глава представительства Eset в России и СНГ Денис Матеев отмечает, что операторы безусловно способны и будут влиять на конкуренцию на рынке ИБ, поскольку операторы - априори держатели колоссальной клиентской базы как частных, так и корпоративных пользователей.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова полагает, что компания нащупала спрос на рынке информационной безопасности, поскольку потенциальные клиенты стали просчитывать возможные потери от инцидентов, угрожающих информационной безопасности, и сопоставлять их со стоимостью услуг. "В этом плане преимуществом услуг "Ростелекома" может стать как раз их стоимость, так как стоимость владения сервисами платформы в течение трех-пяти лет может оказаться существенно ниже, чем при локальном использовании аналогичных решений", - говорит Анастасия Соснова.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что в качестве уникального конкурентного преимущества "Ростелеком" заявляет пакетное предложение 4-play в национальном масштабе. Под 4-play (quadplay) понимают предоставление четырех видов услуг связи - фиксированную телефонию, мобильную связь, интернет и телевидение. В настоящее время 70% продаж компании приходятся на пакетные продажи, когда клиент получает одновременно два вида услуг или более. "Сейчас все четыре сегмента сбалансированы по размерам абонентской базы, но при этом сегмент фиксированной связи теряет свое значение, а остальные три - вошли в стадию зрелости, но растущими не являются. В этой ситуации обращение компании к рынку информационных технологий является вполне обоснованным, тем более что туда же направились и конкурирующие операторы", - отмечает Леонид Делицын.

По его словам, перспективными и потенциально очень крупными направлениями роста на ИТ-рынке являются рынки систем хранения данных и облачных услуг, информационной безопасности, интернета вещей, умных домов и городов. "При этом если на рынке ЦОДов "Ростелеком" занимает лидирующие позиции, то на рынке информационной безопасности является относительно новым игроком. Поэтому компания укрупняет направление при помощи поглощений. Во II квартале "Ростелеком" приобрел компанию Solar Security, на базе которой создает национального оператора кибербезопасности России, работающего в трех направлениях - сервисы, продукты и интеграция", - рассказывает Леонид Делицын.

Он токже отмечает, что компания будет задействовать свои конкурентные преимущества как крупнейшего в стране провайдера ШПД и займется обеспечением сетевой безопасности и защиты от интернет-угроз в формате сервисов, доступных через каналы связи "Ростелекома". Помимо того что у "Ростелекома" сильна стартовая позиция в этом сегменте рынка ИБ, в других сегментах компания видит платежеспособный спрос - например, в удаленной биометрии для банков. 

"Текущей осенью "Ростелеком" презентовал мобильное приложение "Ключ Ростелеком" для удаленной биометрии, а также совместно с Тинькофф Банком дорабатывал алгоритм распознавания голосовых образцов клиентов. В целом операторы будут стремиться доминировать в тех сегментах рынка ИБ, которые непосредственно связаны с интернетом, но именно на интернет сегодня приходится более 80% всех проблем с компьютерной безопасностью. Учитывая то, что операторам очень нужны драйверы роста выручки, за этот рынок они будут бороться до полного его захвата. Соответственно, консолидация сегментов рынка ИБ, связанных с обеспечением сетевой безопасности, в ближайшие пять лет весьма вероятна", - заключает Леонид Делицын.

Анастасия Соснова при этом не думает, что инициатива, подразумевающая выпуск нишевого продукта, существенным образом повлияет на расстановку сил на рынке информационной безопасности.

Отметим, что активность на рынке услуг информационной безопасности проявляют и другие крупные операторы связи. Например, в августе текущего года ПАО "МегаФон" запустило платформу защиты от DDoS-атак на технологиях Arbor Networks.

Еще один оператор - МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") вышел на рынок информационной безопасности в мае 2017 г., открыв ресурсы собственного центра информационной безопасности - security operation center, SOC - для оказания услуг сторонним заказчикам.

Статьи по теме