Импортозамещение: возможности и перспективы
Импортозамещение и "умные" технологии в России переходят из разряда обсуждаемых тем в практическую плоскость. На рынке появляется все больше решений отечественных производителей, способных стать альтернативой известным продуктам западных вендоров. Компании и государственные ведомства все чаще выбирают российские решения. Об особенностях импортозамещения в сфере ИТ, об "умных" технологиях и основных тенденциях развития отрасли редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой рассказал директор блока организационного развития и технологий ООО "ОТР" Алексей Кулешов.
- В условиях цифровизации и импортозамещения какие услуги становятся более востребованными?
- В первую очередь наших заказчиков интересует приведение эксплуатируемых информационных систем (ИС) к централизованной архитектуре с миграцией в ЦОД, а также поэтапное замещение иностранных проприетарных программных компонентов ИС на отечественные аналоги и программное обеспечение с открытым кодом.
- Насколько российские разработчики ПО способны удовлетворить спрос на программные решения?
- Еще пять лет назад ситуация с конкуренцией российских производителей ПО и главных мировых ИТ-вендоров была плачевной. Но картина изменилась и продолжает улучшаться.
Экономические и политические реалии последних лет, поставившие вопросы национальной безопасности и, как следствие, протекционизм и импортозамещение на первое место, оказали благотворное влияние на развитие отрасли.
В частности, наша компания создала и успешно развивает программную платформу "ОТР.ОПОРА", которая является российским аналогом платформенных решений ведущих иностранных брендов, таких как IBM или Oracle.
- Расскажите подробнее об этом решении.
- "ОТР.ОПОРА" представляет собой универсальную технологическую ИТ-платформу, которая позволяет с минимальными трудозатратами создавать на базе настраиваемых технологических компонентов информационные системы для автоматизации разных аспектов прикладной деятельности органов власти и бизнес-организаций.
С помощью платформы "ОПОРА" каждый заказчик может создать уникальную функциональную ИС, содержащую полный комплекс приложений, которые решают такие бизнес-задачи, как проектное управление, финансово-хозяйственная деятельность, ведение реестров, специфичный документооборот, различные формы корпоративного обучения, аналитика и др.
За счет повторного использования готовых технологических компонентов существенно повышаются скорость создания, качество и надежность решений, снижается стоимость реализации проектов. И поскольку компоненты "ОПОРЫ" постоянно развиваются, созданные на их базе решения также совершенствуются с точки зрения технологических характеристик (показатели нагрузки, масштабирования и пр.).
В линейке продуктов платформы "ОПОРА", помимо технологических компонентов, выступающих основой для создаваемых заново информационных систем, имеется набор готовых прикладных решений, предназначенных для различных направлений деятельности (лицензионно-разрешительная работа, контрольно-надзорная деятельность, учетная деятельность, электронный документооборот, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мониторинг реализации положений нормативно-правовых актов и дорожных карт, сбор и консолидация структурированной и неструктурированной отчетности).
Если задачам заказчика соответствуют ранее внедренные решения, то стоимость и сроки реализации проекта существенно сокращаются.
При этом модульная архитектура платформы "ОПОРА" позволяет как встраиваться в существующий ИТ-ландшафт заказчика, так и заменять его отдельные компоненты.
- В чем особенность этого продукта?
- Отличительной особенностью платформы является встроенная в нее среда визуальной разработки "ОПОРА.Студия", не требующая навыков программирования для освоения. Это принципиально снижает "порог вхождения" и требования к разработчикам. Полноценная самостоятельная разработка приложений на платформе возможна уже после трех месяцев обучения и стажировки, что подтверждается успешным опытом проектов ОТР, в которых заказчик выразил желание обучить своих специалистов и далее самостоятельно развивать созданные нами решения.
"ОПОРА" поддерживает возможность совместной работы на платформе нескольких команд разработчиков. Это подтверждено в ходе создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в интересах Федерального казначейства. В разработке на платформе участвовали команды нескольких интеграторов – таких как "ЛАНИТ", "Криста", IBS и др. Таким образом, на российском рынке работают независимые от нас команды, имеющие опыт создания приложений на базе решения ОТР и соответствующие компетенции. Этим "ОПОРА" выгодно отличается от похожих решений: заказчики ОТР не становятся заложниками проприетарной платформы и наших уникальных компетенций.
Все компоненты платформы поддерживают основные международные стандарты в области интеграционного взаимодействия, криптографии и обеспечения безопасности. Платформа имеет криптографический сервис для формирования и проверки электронной подписи с поддержкой различных форматов. Встроенная служба доверенной аутентификации и авторизации "ОПОРА.Купол", неоднократно прошедшая сертификацию государственных регуляторов в рамках реализованных проектов, интегрируется во все компоненты "ОПОРЫ" и, при необходимости, в информационные системы заказчика, тем самым как бы накрывая весь ИТ-ландшафт заказчика единым "куполом безопасности".
- Благодаря чему компания смогла создать такую платформу?
- Мы вложили в "ОПОРУ" опыт, полученный в ходе реализации ряда крупных проектов федерального уровня. В числе таких проектов – государственная информационная система для Федерального казначейства, интегрированная ведомственная информационная система для Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, централизованная система учета сведений обо всех нотариальных действиях для Федеральной нотариальной палаты РФ, система сбора нерегламентированной отчетности и система мониторинга эффективности контрольных мероприятий для Счетной палаты РФ.
Накопленные специалистами ОТР компетенции позволяют компании понимать реальные потребности заказчиков и, опираясь на это, предлагать оптимальную конфигурацию автоматизации бизнес-ландшафта с учетом существующих особенностей.
Мы предлагаем не только государственным структурам, но и бизнесу выстроить все основные контуры управления, учета, контроля, документооборота на платформе "ОПОРА".
- Платформа внесена в реестр отечественного программного обеспечения?
- Да, все основные компоненты платформы – "ОПОРА УФОС", "ОПОРА.Гуру", "ОПОРА.Купол", "ОПОРА.ППУ", "ОПОРА.Документы", "ОПОРА.Мониторинг", "ОПОРА.Крипто", "ОПОРА.Аналитика" – зарегистрированы в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
- Расширяется ли применение информационных технологий в государственном секторе?
- Государственные институты во всем мире активно применяют ИТ-достижения, апробированные в бизнесе. Например, год назад анонсирован совместный пилотный проект Минздрава РФ и Внешэкономбанка по переводу медицинских карт россиян на blockchain. Государство становится все более технологичным. В бизнесе этот процесс, конечно, идет быстрее.
Однако сейчас при планировании широкомасштабного применения "умных" технологий, как и любых инструментов цифровизации, стоит учитывать не только технологические, но также неизбежные организационные и нормативные ограничения, со многими из которых мы столкнемся в ближайшее время. И здесь, на мой взгляд, вопрос прежде всего в том, чтобы выстроить правовую и организационную экосистему нового образца, ориентированную на цифровую экономику и связанную с ней глобальную тенденцию на производстве, где главными факторами становятся информация и инновации.
- Какие еще решения ОТР предлагает государственным структурам?
- За 18‑летнюю историю компании удалось в рамках масштабных государственных проектов создать и внедрить сложнейшие программно-аппаратные комплексы, а также обеспечить их успешное сопровождение. В том числе речь идет о системах федерального уровня, которые гарантируют круглосуточное функционирование оперативных подразделений во всех регионах России, целостную информационную и коммуникационную инфраструктуру для взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан.
Среди наших заказчиков – Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба государственной статистики, Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент транспорта города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, "Мосэнергосбыт", "Росэнергоатом", "Корпорация "Иркут", "Аэрофлот", Альфа-Банк, ВТБ24, Газпромбанк, Банк Москвы, Росбанк, "Ростелеком" и другие крупные организации, государственные предприятия и частные компании.
ОТР внедряет, сопровождает и модернизирует информационные системы, которые обрабатывают сотни тысяч транзакций ежедневно, поддерживают процессы с участием десятков тысяч пользователей и обслуживают более ста тысяч организаций.
Специалисты ОТР обладают компетенциями в области проведения ИТ-аудита и разработки ИТ-стратегий, а также в области локализации, интеграции, внедрения, сопровождения и развития программных продуктов мировых ИТ-разработчиков. Помимо этого, мы занимаемся разработкой информационных систем, созданием портальных, инженерно-технических и инфраструктурных решений, хранилищ данных, систем отчетности и документооборота.
Сочетание уникальной квалификации и глубокого практического опыта реализации ИТ-проектов для российского рынка позволяет ОТР гарантировать заказчикам высокое качество услуг – на уровне лучших мировых практик.