"СберМобайл"- только разговора мало
Дочерняя компания Сбербанка - ООО "Сбербанк-Телеком" после тестового периода запустила проект виртуального оператора сотовой связи (MVNO). При этом, MVNO-проект "Сбербанка" запускается под брендом "СберМобайл"в то время, как в тестовый период услуги оператор оказывал под брендом "Поговорим". Услуги мобильного виртуального оператора под новым брендом "СберМобайл" доступны для четырех субъектов России - Москвы, Петербурга, Московской и Ленинградской областей. До конца 2018 г. к ним присоединятся еще 13 субъектов РФ.
26 августа на пресс-конференции Сбербанк объявил о полноценном запуске MVNO под новым брендом. С этого дня для пользователей доступно приложение "СберМобайл". Партнером проекта выступает компания ООО "Т2 Мобайл" (Tele2). Сбербанк на конференции представляли первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис (на фото в центре) и генеральный директор "Сбербанк-Телеком "Руслан Гурджиян (на фото слева). Tele2 представлял генеральный директор компании Сергей Эмдин.
Они отметили, что до конца 2018 г. услуги мобильного виртуального оператора под новым брендом "СберМобайл" помимо Москвы, Петербурга, Московской и Ленинградской бластей станут доступны еще в 13 субъектах РФ: Тульской, Тверской, Брянской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Костромской, Воронежской, Белгородской, Липецкой, Курской, Тамбовской и Орловской областях.
Объясняя изменение пилотного названия на этапе окончательного внедрения проекта Лев Хасис сказал, что Сбербанк — это самый известный и ценный бренд в России. "Поэтому мы используем известность нашего бренда, его позитивные свойства. Предыдущий бренд мы использовали на этапе тестирования, сейчас реальная фаза и мы используем наш основной бренд. "Поговорим" — это больше про общение с помощью голоса. А сегодня все больше людей общаются с помощью данных. Им нужно посмотреть фильм, новости, совершить онлайн покупки. Для всего этого им нужен интернет. Для всего этого только разговора мало, нужен еще интернет", - рассказал Лев Хасис.
Пилотный проект нужен был, чтобы проверить две гипотезы. "Первая - готовность клиентов принимать нас не только как провайдера финансовых услуг, но и как телеком-сервисов. И второе – посмотреть, как клиенты реагируют на тестовый продукт. Показатель у проекта "Поговорим" 4,8", - сказал Лев Хасис. И допустил, что сегодня продукт имеет большие резервы для улучшения, но минимально он уже годится, чтобы идти с ним в индустриальную среду. "Tele2, наш надежный партнер, полностью заверил нас, что качество связи будет таком же высоком уровне, в котором уже есть в Tele2 даже выше", - добавил он.
Руслан Гурджиян сказал, что в активную фазу пилотный проект вошел в 2017 году и за 1,5 года прошел свой путь до запуска реального продукта. И отметил, что быстрее такие проекты еще никто не запускал.
Лев Хасис отметил, что пока доля небанковских продуктов в выручке Сбербанка невелика – она не превышает 2-3%. "Наша цель – существенно увеличить эту долю. Достичь этого можно, сделав сервисы такими же привлекательными, как и банковские. Наша цель – чтобы люди в своем мобильном устройстве могли получить как можно больше сервисов, 24 часа в сутки", - прокомментировал Лев Хасис.
На вопрос корреспондента ComNews о схеме распределения прибыли между Сбербанком и Tele2 Руслан Гурджиян ответил, что прибыль будет распределяться на взаимовыгодной основе.
Говоря о количестве подключившихся абонентов, Лев Хасис сказал, что цель пилота - не набор клиентской базы, а подтвердить гипотезы. "В некоторых случаях мы даже ограничивали аудиторию. Пилот нужен был нам, чтобы проверить качество связи. В ходе реализации пилотного проекта "Поговорим" в Москве не было никакой рекламы, продвижения. Просто на слухе, что мы такую услугу предоставляем, мы набрали 10 тыс. абонентов. Для того, чтобы увидеть, есть ли спрос. Количество клиентов, которые будут пользоваться этим сервисом является показателем успешности продукта. Если в течении 2-3 лет мы выйдем на несколько миллионов клиентов, то мы будем считать, что проект умеренно успешный. Я уверен, что мы в Сбере не планируем никого заставлять переходить на "Сбермобайл", наша задача состоит в том, чтобы продукт, который мы предлагаем, был настолько привлекательным, чтобы люди сами переходили на него", - рассказал Лев Хасис.
"СберМобайл" предлагает абонентам выбрать тариф под свои требования, выбрав необходимый объем мобильного интернета и минут разговора. Тарифный план представлен в виде "сетки", где по одной графе пользователь выбирает количество Гб, а по другой – количество минут, входящий в пакет. Например, при желаемых 30 Гб мобильного интернета можно выбрать 150 минут заговора, а можно 300, 600 или 1500 минут. Стоимость минимального пакета услуг исходя из предложенного выбора составляет 200 рублей. Пакет включает в себя 3Гб мобильного интернета и 150 минут разговора. Самый дорогой пакет обойдется в 1 150 рублей в месяц и включает 30 Гб интернета и 1500 минут разговора. В тарифы включен пакет из 50 SMS. Во все тарифы включены исходящие вызовы на номера России, как при нахождении на территории домашнего региона, так и в поездках по РФ, кроме Республики Крым и г. Севастополя. На пресс-конференции сообщили, что в этих регионах со временем тоже будет доступен сервис мобильной связи. Безлимитный интернет доступен не во всех пакетах. Например, чтобы использование мессенджеров было бесплатным, нужно выбрать тариф от 300 руб. (если дешевле, то оплата составит 49 руб. в месяц), а использование социальных сетей будет бесплатным в пакете от 400 руб. (в пакете до 400 руб. плата составит 69 руб.). Такие условия автоматически делают для большинства пользователей невозможным подключить тариф стоимостью 200 руб. Разработчики предусмотрели возможность оплачивать услуги связи бонусами программы лояльности Сбербанка "Спасибо".
В ходе пресс-конференции Лев Хасис рассказал, что сейчас Сбербанк переводит проект из временного бренда, который они использовали во время тестирования в постоянный – "СберМобайл". "Наш проект предполагает наличие такого продукта, которого еще нет на рынке", - добавил он. Лев Хасис поблагодарил Tele2, которая откликнулась на предложение Сбербанка о сотрудничестве и многое сделала для того, чтобы продукт сильно, в лучшею сторону, отличался от других подобных продуктов на рынке.
Руслан Гурджиян объяснил, что в условиях высокой конкуренции прежде, чем сделать продукт, они спрашивают у клиента, и слушают его мнение. "Виртуальный оператор в целом похож на классического оператора, ведь кроме базовых станций у нас вся инфраструктура своя, у нас есть технологический партнер. Учитывая те возможности, которые нам дает нахождение в группе, я имею ввиду стоимость закупки оборудования, у нас есть возможности получить конкурентные цены, которые позволят минимизировать инвестиции для привлечения одного клиента. Доступность сети у нас 99,9 %, что соответствует мировому уровню. Это дает нам использовать не только GSM, но и Wi-Fi, что органично дополняет друг друга. В любой точке мира Wi-Fi помогает GSM" , - рассказал Руслан Гурджиян. Он добавил, что тарифная политика продукта базируется на общерыночной конкурентной основе и для умно-жадных людей есть возможность оплатить связь баллами "спасибо". А также, что договор можно заключить без посещения офиса. "Все можно сделать в приложении, несколькими кликами в личном кабинете можно сменить тариф. Подписание договора – безбумажное, весь процесс занимает не более двух минут, в электронном виде", - рассказал Руслан Гурджиян. Говоря о роуминге, он привел статистику, что за последние 5 лет затраты на роуминг упали с 18% до 8%. "Мы хотим стереть барьер роуминга, предлагая возможность клиенту разговаривать по более льготным тарифам и предлагаем одно из лидирующих предложений в отрасли по цене", - прокомментировал Руслан Гурджиян намерения Сбербанка.
Сергей Эмдин в ходе пресс-конференции сообщил, что Tele2 поставили MVNO на поток. "Для нас это не просто одноразовая история, мы относимся к этому как к профессиональному направлению. Это не просто какая-то вишенка на торте, а важное для нас направление деятельности. Мы единственная компания, которая сказала, что мы хотим развивать MVNO. Два года назад мы приняли решение, что это одна из стратегических инициатив на ближайшее будущее. Мы хотим стать "фабрикой" по MVNO. Мы понимаем, что на этом рынке не может быть монополии. Залог нашего успеха не в том, что мы повяжем Сбербанк каким-то контрактом, мы считаем это невозможным. Наше преимущество будет всегда в том, что мы будем наиболее выгодными по цене, мы будем наиболее быстро реагировать на запросы клиентов. Это будет залог того, что мы станем базовым оператором для всех MVNO в РФ", - поделился планами компании Сергей Эмдин.
Лев Хасис объясняет выбор партнера тем, что у Tele2 есть преимущество – он выступает как растущий оператор, а остальные – защищающиеся. "В этом смысле нам легче было договориться, потому что у них был интерес не в том, чтобы установить забор и защищать свою поляну, а в том, чтобы вместе с нами наращивать свой бизнес. Сейчас ситуация будет меняться, и один из операторов большой тройки уже проявил живой интерес, и я думаю, что сотрудничество с другими операторами тоже возможно. Мы строим полноценное MVNO – когда фактически большую часть сервиса предоставляем мы, а Тele2 предоставляет только свою инфраструктуру, только свое покрытие. Все дополнительные сервисы будут на нашей стороне. С другими операторами мы общались на ранней стадии. У них скорее было опасение того, что в их попытке защитить себя, они получат негативный эффект. Но я надеюсь, что сейчас операторы пересмотрят свое отношение и увидят в сотрудничестве не только опасность, но и возможность", - рассказал Лев Хасис.
Говоря о планах компании, Лев Хасис сказал, что в дальнейшем они предполагают выпустить на рынок ряд пакетных продуктов как для физических лиц, так и для компаний, которые будут включать в себя как банковские продукты, так и привязанный к нему телекоммуникационный продукт. "Такие продукты появятся на рынке уже в этом году", - пообещал он.
Отметим, что Сбербанк не является первопроходцем среди банков в запуске собственного мобильного оператора. В конце 2017 года "Тинькофф Банк" запустил оператора связи "Тинькофф Мобайл" на платформе того же Tele2 (см. новость ComNews от 20 июля 2018г.).
Специалист пресс-службы АО "Тинькофф Банк" рассказал корреспонденту ComNews, что "Тинькофф Мобайл" запустился в декабре 2017 года и компании удалось реализовать высокотехнологичный качественный проект в кратчайшие сроки. "В июле 2018 года мы объявили о начале региональной экспансии. На данный момент бренд "Тинькофф Мобайл" представлен в 8 регионах России: Москве, Петербурге, Московской, Ленинградской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, республиках Адыгея и Марий Эл. Среди дальнейших шагов оператора помимо совершенствования продукта, его обогащения клиентскими сервисами – запуск "Тинькофф Мобайл" по всей стране. До конца года мы планируем начать работу в более чем 60 регионах", - ответил специалист пресс-службы "Тинькофф Банка".
Аналитик ГК "Финам"Леонид Делицын, оценивая показатель в 10 тысяч абонентов "СберМобайл" в Москве говорит, что в феврале он прогнозировал абонентскую базу в 40 тысяч абонентов в Москве к концу 2018 года, ожидая, что реклама и продвижение будут. "Неясно, что вызывало сомнения у банка, что спрос есть – ведь уже тогда тариф "Поговорим" действовал в Петербурге и число абонентов оценивалось в несколько тысяч человек. В таком случае, достижение 10 тысяч абонентов в Москве не кажется чем-то удивительным", - добавляет аналитик.
Рассуждая о смене названия проекта после прохождения тестирования Леонид Делицын думает, что компания решила ориентировать "СберМобайл" на молодежную аудиторию. "Музыка и цифровые развлечения, а также невысокие и оптимизируемые тарифы - все это ориентировано на "цифровых аборигенов", которые не отрывают взгляд от смартфонов и редко заглядывают в традиционные банки. В период, когда телекомы решительно отстраиваются от имиджа поставщиков услуг голосовой связи и даже маскируют ухо на логотипе, банк с тарифом "Поговорим" мог бы выглядеть привлекательно для тех, кто уже устал от перемен и не хочет использовать телефон ни для чего, кроме разговоров. Но это скорее возрастная аудитория, которая стеснена в средствах и прижимиста. Целевой аудитории мобильного оператора требуется другая символика, и "СберМобайл" будет звучать для нее привлекательне," – говорит Леонид Делицын.
Высказывая свое мнение по поводу того, на на какое количество абонентов может рассчитывать Сбербанк с учетом регионов через год Леонид Делицын отмечает, что при условии проведения рекламной кампании, не уступающей по уровню креатива операторам большой четверки (а это сложно и недешево), и если эта кампания ограничится Центральным федеральным округом – на 200-400 тысяч абонентов.
Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров считает, что без понимания, как будет строиться тарифная политика в других регионах, сделать прогноз по количеству абонентов через год затруднительно. "На данный момент оператор, например, предлагает одинаковый тариф для Москвы и Петербурга. Для Москвы это откровенно демпинговое предложение, а в Петербурге оно уже сопоставимо с тарифами "большой тройки"и Теlе2", - добавляет он. Кирилл Кучеров называет планы компании по экспансии в регионы довольно консервативными.
"Количество потенциальных абонентов нового сервиса Сбербанка может достигнуть 2-3 млн человек и принести ему 3-5 млрд рублей дополнительной выручки, что в общем-то не гарантирует принципиального улучшения финансовых показателей. Запуск мобильного оператора, похоже, носит больше имиджевый характер", - считает аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова.
Напомним, что собственным виртуальным оператором Сбербанк решил обзавестись в 2016 г. Компания "Сбербанк-Телеком" была зарегистрирована в марте 2016 г., а в августе получила лицензию Роскомнадзора на услуги подвижной радиотелефонной связи в роли виртуального оператора (MVNO). Создание сети компания начала в октябре - с подписания соглашения с Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"). Пилотный проект мобильного виртуального оператора под названием "Поговорим"стартовал в марте 2017 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (см. новость ComNews от 03 апреля 2017 г.). В феврале 2018 года тестирование было запущено в Москве (см. новость ComNews от 24 января 2018г.).