Интернет вещей: битвы стандартов в России не будет

О том, какие технологии будут развивать лидеры в области IoT и что сдерживает глобальный и российский рынок Интернета вещей, рассказал Дмитрий Марков, российский делегат рабочей группы саммита GSMA в Шанхае, генеральный директор входящей в группу МТС компании НИС.
Сети: мир
Коммерческие IoT-сети в этом году запустили сразу несколько операторов мобильной связи - AT&T, China Mobile, China Unicom, China Telecom, Deutsche Telekom, Verizon и Vodafone. Развертывание IoT-сетей национального масштаба в мире идет опережающими темпами: с начала 2017 года в мире в коммерческую эксплуатацию было введено 8 сетей, менее чем через год их число достигнет 35.
Флагманы - США, Китай, Германия, Нидерланды и Южная Корея. Интернет вещей в этих странах используется прежде всего для реализации проектов "умных городов", которые включают в себя сервисы умных парковок, интеллектуального сбора и вывоза мусора, мониторинга загрязненности воздуха, интеллектуальных датчиков пожарной безопасности и других решений на базе IoT.
Эти IoT-сети построены с применением существующего оборудования и на лицензируемом спектре частот. Такие сети не требуют строительства дополнительной инфраструктуры, а лишь незначительного программного апгрейда существующей. В сравнении с сетями, использующими нелицензионный спектр, они легче масштабируются, имеют наилучшее соотношение стоимости развертывания и качества услуг, а значит, наиболее перспективны с точки зрения поддержки приложений массового рынка IoT. При этом не все операторы единогласны в выборе технологий: например, сеть AT&T поддерживает LTE-M, а все три оператора Китая сегодня делают ставку на NB-IoT. Не исключено, что операторы модернизируют свои сети для поддержки обеих технологий.
Сети: Россия
Наравне с мировыми лидерами разработкой и внедрением NB-IoT и LTE-M занимается и Россия. В 2016 году успешное тестирование различных радиоинтерфейсов и перспективных технологий IoT провела МТС. В ноябре 2016 года совместно с Nokia показала первое в России предкоммерческое решение IoT на базе действующей сети МТС с использованием технологии NB-IoT. Во время тестов были продемонстрированы примеры использования IoT для систем акустического мониторинга, промышленных систем сбора информации, а также некоторых сервисов "умного города", интегрированных на единой платформе.
Российские операторы серьезно продвинулись в тестировании решений, использующих не только лицензируемый частотный спектр. В прошлом году МТС успешно испытала технологию LoRa, а в настоящий момент участвует в пилотном проекте IoT c Департаментом информационных технологий Москвы. Фактически МТС сегодня готова предлагать продукты и сервисы на основе комбинации разных технологий, будь то NB-IoT, LTE-M или решения в нелицензируемом спектре вроде LoRa. Многое зависит от готовых к коммерции решений, а также запроса на те или иные сервисы со стороны рынка.
С точки зрения имеющейся инфраструктуры, сеть МТС уже способна выдержать миллиарды датчиков в мегаполисах, на основных магистралях и почти на всей населенной территории страны. Мы завершили переход на новый сетевой интернет-протокол IPv6. Еще в 2013 году мы перевели на новую архитектуру фиксированные сети дочерней компании МГТС в Москве, а в 2017-м - и мобильные сети по всей стране. То есть на примере МТС можно сказать, что с точки зрения частот, оборудования и архитектуры сетей Россия готова к масштабному внедрению Интернета вещей.
Вызовы для IoT: кибератаки и доступность устройств
Стремительное развитие IoT вывело на первое место вопросы информационной безопасности. Большинство мировых операторов придерживаются следующего мнения: сегодня информационная безопасность является как большим барьером в развитии IoT, так и хорошей возможностью для создания продуктов с более высокой добавленной стоимостью по сравнению с традиционными телекоммуникационными услугами. В 2016 году, согласно отчету Norton Security Report, более 689 млн человек в 21 стране мира стали жертвами киберпреступлений, при этом сумма, направленная на устранение последствий, составила более $126 млрд. В качестве последнего известного примера можно привести вирус Wanna Cry, от атаки которого в России пострадало не только большое количество людей и частных компаний, но и немало государственных предприятий и учреждений.
В Шанхае, где проходило закрытое заседание GSMA, представители телеком-индустрии поддержали предложение проводить работу не только в части обеспечения безопасного подключения к Сети, но и в части обеспечения безопасности используемых оконечных устройств и облачных сервисов и приложений. Причем роль операторов должна стать доминирующей. Операторы связи, ранее предоставлявшие исключительно доступ к Сети, должны будут учитывать безопасность не только внутри своей IoT-инфраструктуры, но и за ее пределами - не допускать атаку, обнаруживать угрозы и незамедлительно реагировать в режиме 24х7. Это позволит операторам связи существенным образом повысить ценность как имеющихся, так и будущих IoT-услуг.
В мае 2017 года МТС вышла на рынок кибербезопасности как поставщик решений. Мы начали предоставлять сторонним заказчикам услуги собственного центра информационной безопасности, который круглосуточно контролирует защищенность внешнего периметра информационных систем компании, анализирует инциденты (вирусные заражения, кибератаки, внутренние нарушения политики информационной безопасности), координирует устранение причин и последствий инцидентов. Данный центр обслуживает нужды самой МТС и абонентов компании: в 2016 г было обнаружено около 4,5 млн случаев заражения устройств клиентов и предотвращено порядка 200 млн абонентских переходов по ссылкам на вредоносные программы. Создание подобного центра доступно далеко не каждой компании - МТС использует для защиты от кибератак не только собственные разработки, но и системы крупнейших мировых вендоров.
Еще один фактор, который влияет на распространение IoT-решений, - стоимость оконечного оборудования - датчиков, устройств и т.д. Она напрямую зависит от стоимости модулей, поддерживающих ту или иную технологию. Мировые цены на модули снижаются существенным образом. Например, если вы захотели бы купить модуль LTE-M в США, то сегодня он обошелся бы вам в $7,5, что вдвое дешевле, чем год назад. Устройства, работающие на базе IoT-технологий, становятся все более массовыми, стоимость устройств постоянно снижается, что кратно ускоряет темпы роста рынка.
Перспективы
Массовые решения на основе IoT появятся в России уже в 2018 году. После этого российский рынок IoT войдет в новую фазу: бизнес будет искать решения на стыке IT и телекома, которые включают оборудование, каналы связи, софт и интерфейсы для анализа данных. Выиграют в этой ситуации компании, которые смогут предложить клиентам end-to-end-решения на стыке системной интеграции и мобильной связи.
Создателями таких решений в мире часто выступают телеком-компании, работающие через собственные центры инноваций или дочерние организации. Подобные подразделения - центры компетенций по созданию и внедрению IoT-решений в Европе есть у Vodafone, Telenor, а в России - у МТС. Основная их задача - ускоренный вывод инновационных продуктов на рынок. Сопутствующая цель актуальна для всей телекоммуникационной отрасли - ускоренная трансформация бизнес-модели от оператора инфраструктуры к бизнес-модели IT-компании.
Но даже если поставщики решений будут готовы сделать предложение рынку, то бизнес-потребитель не вполне готов их принять. Во-первых, мешает консервативный характер потенциальных заказчиков. Сегодня крупные проекты на базе Интернета вещей, как правило, окупаются в течение двух-четырех лет. С учетом текущей экономической ситуации далеко не все отечественные компании могут себе позволить такой горизонт планирования. Во-вторых, слабая информированность заказчиков о технологиях и низкая заинтересованность в их внедрении. Часто заказчик не готов внедрять решения потому, что оно требует не просто установки оборудования и настройки систем, а существенного изменения имеющихся бизнес-процессов в его компании.
Именно поэтому если перед вами встанет выбор, с чего начать, то первые шаги в IoT лучше делать, постепенно внедряя небольшие решения, которые могут дать немедленный эффект. Хорошим примером можно считать проекты по внедрению системы мониторинга и управления транспортом, которые за счет снижения стоимости владения транспортным средством - на ГСМ и сервисе - в некоторых случаях дают эффект в первый же год. Еще одним хорошим примером является создание систем по организации работы внеофисного персонала - торговых представителей, курьеров, водителей, экспедиторов, сервисных инженеров и многих других. При довольно низкой стоимости внедрения эффективность подобных систем уже не ставится под сомнение: заказчик может не только отслеживать местоположение сотрудников на карте, но и планировать работы, координировать действия и получать отчетность.
Говоря о рынке в целом, очевидно, что оружием на поле битвы IoT станут не технологии доступа - им будет отведена роль катализатора развития рынка. Ключевую роль в битве за рынок сыграет наличие отраслевых end-to-end-решений на базе собственных IoT-платформ, а также умение создавать и внедрять отраслевые масштабируемые решения в интересах различных категорий пользователей. Все произведенные inhouse-продукты должны будут обеспечивать высокий уровень защиты систем клиента от киберугроз.
В завершение разговора вспоминается уже хрестоматийный пример того, как прогресс определили не технологии, а способ их использования и контент, производимый и дистрибутируемый с их помощью. Какой стандарт лучше - Betamax или VHS, Blu-ray или HD-DVD? Сугубо технологический вопрос решила индустрия развлечений и конечный пользователь видеоконтента и компьютерных игр. Какая из отраслей, индустрий станут судьбоносными для IoT в России, какие вертикальные решения выберет бизнес как потребитель, а какие умные сервисы - конечный пользователь, полагаю, мы скоро увидим.
