Кирилл Седов
Олег Сальманов
04.08.2016

Минкомсвязи может внести поправки в антитеррористический закон депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, которые детализируют его нормы, связанные с почтовыми услугами, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на министра связи Николая Никифорова. Представитель Минкомсвязи подтвердил это "Ведомостям".

Из этого закона, который президент России Владимир Путин подписал 7 июля, следует, что операторы почтовой связи должны препятствовать пересылке оружия, взрывчатки и других запрещенных веществ и предметов, используя для их обнаружения рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, металлодетекторы, газоанализаторы и другое подобное оборудование.

Государство не планирует предоставлять финансирование "Почте России" для реализации закона, заявил Никифоров. "Есть президентские поручения, и, более того, есть позиция, что если потребуется детализация закона с точки зрения того, где именно досматривать, в каких случаях досматривать, кто эти решения принимает, как досматривать и т. д., то эти поправки могут быть внесены просто в осеннюю сессию", – передает слова министра "Интерфакс". Речь идет о том, что никто не хочет создавать для почтовых служб крайне жестких условий деятельности, поясняет чиновник Минкомсвязи. В частности, министерством уже принято решение, что для выполнения закона "Почте России" не потребуется закупка и установка дополнительного оборудования.

Почта принимает участие в обсуждении возможных поправок, знает источник в "Почте России". Закон говорит, что почтовые операторы должны делать это "в рамках своих компетенций", а вскрытие посылок или их досмотр в их число не входит, отмечает он. Закон уже вступил в силу, но вопросом его трактовки и уточнения его норм сейчас занимается специальная рабочая группа из чиновников и представителей почты, знает он.

Есть вероятность, что дополнительных затрат от почты не потребуется, говорит собеседник "Ведомостей" в почте. По его словам, "Почта России" уже контролирует безопасность вложений на узловых точках. Так, грузы и посылки из-за рубежа проверяются на таможне, замечает другой собеседник в "Почте России". "Возможно, этого окажется достаточно", – надеется он.

До сих пор ответственность за содержание посылки нес отправитель, а почта для дополнительного контроля устанавливала необходимое оборудование в местах их сортировки и принимала иные меры, говорилось в июльском сообщении "Почты". Во всех 14 местах международного почтового обмена почту досматривают с помощью рентгеновских аппаратов, отмечает представитель "Почты России".

В июле "Почта России" оценивала свои возможные затраты на выполнение "антитеррористических поправок" в 500 млрд руб. Это максимальная сумма, знает менеджер почты. Такая сумма потребуется на закупку оборудования для досмотра, если его необходимо будет установить во все 42 000 отделений "Почты России". Расходы могут быть "несопоставимо ниже", если будут найдены решения, не требующие существенных инвестиций, говорилось в сообщении почты. В качестве примера такого решения "Почта России" называла прием посылок в открытом виде. Почта уже практиковала этот способ усиления безопасности – например, во время Олимпийских игр в Сочи. Такое решение не потребует значительных дополнительных расходов, говорилось в сообщении.

Решение министерства радует, однако введение любого нового этапа в процесс пересылки или обработки посылок требует ощутимых операционных расходов, напоминает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Сейчас оценить возможные затраты нельзя, поскольку детали решения неизвестны. Кроме того, если Минкомсвязи остановится на варианте с досмотром открытых посылок, возникнет вопрос, кто именно в "Почте России" должен будет выполнять функции досмотра. Вряд ли среднестатистический сотрудник почты способен отличить, например, сахарный песок от гексогена, сомневается Иванов. Соответственно, почте необходимо будет повышать расходы на персонал.