Иван Чеберко
28.07.2016

Минфин проинформировал руководство госкорпорации "Роскосмос" о планируемом снижении финансирования основных программ космической деятельности России в 2017–2019 годах.

Усредненный уровень снижения госфинансирования составляет 15%, а наиболее "пострадавшей" программой стала ФЦП "ГЛОНАСС" — финансирование по этому направлению снижается на 30%.

Предельные объемы бюджетных ассигнований по госпрограммам на 2017год  и плановые периоды 2018 и 2019 годов были доведены до "Роскосмоса" (и других распорядителей средств бюджета) письмом первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко от 21 июля. 

В письме приводятся следующие цифры: на реализацию Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы (ФКП-25) в 2017 году выделяется 98,3 млрд рублей, в 2018 году — 95,2 млрд рублей, в 2019-м — 93,1 млрд рублей. 

Актуальная на сегодняшний день версия ФКП-25 предусматривает выделение 104,5 млрд рублей в 2017 году, столько же — в 2018 году (Минфин в прошлом году настоял на заморозке трат на уровне 2016 года, поэтому цифры одинаковые) и 117,6 млрд рублей — в 2019 году.

На реализацию федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы" в 2017 году Минфин готов выделить 26,7 млрд рублей, в 2018 году — 29,43 млрд рублей, в 2019-м — 24,8 млрд рублей. В текущей версии ФЦП "ГЛОНАСС" на 2017 год запланировано выделение 38,2 млрд рублей, на 2018 год — 41,8 млрд, на 2019-й — 36,5 млрд рублей.

Столь радикальное снижение финансирования ФЦП "ГЛОНАСС" наверняка повлечет за собой ощутимые последствия. Потому что вынужденное импортозамещение в сфере создания навигационных космических аппаратов очень дорого обходится производителю. В конце прошлого года "Роскосмос" заключил с ИСС имени Решетнева (разработчик и производитель спутников "Глонасс") контракт на изготовление 11 спутников нового поколения: 9 — "Глонасс-К1" и 2 — "Глонасс-К2". Объем контракта — 62 млрд рублей, то есть каждый аппарат стоит 5,6 млрд рублей. Исходя из этих параметров, в 2017 году госбюджет профинансирует создание четырех космических аппаратов "Глонасс-К". При этом из бюджета ФЦП "ГЛОНАСС" должно финансироваться не только строительство аппаратов орбитальной группировки, но также их запуски (включая создание ракет), наземная инфраструктура и текущие затраты на обслуживание всей системы. Очевидно, что с таким бюджетом ФЦП "ГЛОНАСС" к 2020 году не удастся обновить орбитальную группировку, заменив ныне используемые спутники "Глонасс-М" аппаратами следующего поколения "Глонасс-К". Соответственно, ставятся под вопрос и целевые показатели ФЦП "ГЛОНАСС", основной из которых — это точность определения координат. В изначальном варианте программы заявлено, что точность к 2020 году достигнет 0,5 м (сейчас погрешность — 2,8 м), но для этого нужно полностью обновить орбитальный флот, запустив минимум 23 аппарата "Глонасс-К", что и планировалось сделать. Определенная Минфином смета позволит к 2020 году обновить орбитальную группировку не более чем на 50%.

Не более оптимистично выглядит и ситуация с ФЦП "Развитие космодромов на период 2016–2025 годов", которая пока правительством не утверждена. Минфин готов выделить на космодромы в 2017 году 21,7 млрд рублей, в 2018-м — 21,1 млрд, в 2019-м — 20,4 млрд. Речь идет о финансировании трех космодромов — Плесецка, Байконура и Восточного. Постепенное снижение затрат по данной ФЦП указывает на то, что по крайней мере до 2020 года начала масштабного расширения инфраструктуры Восточного ждать не стоит. То есть под вопросом оказывается строительство пускового стола для тяжелой "Ангары" на новом российском дальневосточном космодроме. В то время как прилагающаяся к ФКП-25 программа запусков подразумевает первый старт "Ангары" с Восточного уже в 2021 году.

В Минфине от комментариев отказались. 

В "Роскосмосе" подчеркнули, что секвестр космических статей бюджета отразится на предприятиях отрасли, на которых, возможно, придется тормозить или сворачивать их программы преобразований и финансового оздоровления. В госкорпорации считают, что ситуация окажет негативное воздействие по всей цепочке: если решение о сокращении финансирования ФКП будет принято, то уменьшится количество космических аппаратов, значит, снизится объем производимых ракет-носителей, соответственно, станет меньше загрузка космодромов и т.д.

— Понятно, что ситуация в экономике непростая, однако сокращение космических программ скажется на реализации всех задач, стоящих перед "Роскосмосом", — сказал официальный представитель "Роскосмоса" Игорь Буренков. — Однако конкретно говорить о результате процесса формирования бюджета мы будем готовы не ранее второй половины сентября.

Помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина отметила, что решения в части расходов бюджета по направлению "Космическая деятельность" будут приниматься в установленном порядке совместно со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 

— Это многоэтапный процесс согласования и оформления параметров, — отметила Елена Лашкина.

Примечательно, что Минфин и в более благополучные для экономики годы регулярно призывал к секвестру космических программ. Например, в 2013 году финансовое ведомство предлагало урезать бюджет ФЦП "ГЛОНАСС" и других космических программ на 12,7 млрд рублей в 2015 году и на 40 млрд рублей — в 2016-м. Реакция возглавлявшего в тот момент "Роскосмос" Владимира Поповкина на предложения Минфина была резкой — он написал письмо Владимиру Путину, где давались следующие прогнозы: "Уменьшение объемов финансирования на закупки ракетно-космической техники не позволит обеспечить производство и запуск требуемого количества космических аппаратов системы ГЛОНАСС, что приведет к деградации орбитальной группировки... Основной объем финансирования ГЛОНАСС сосредоточен в опытно-конструкторских работах "Глонасс-КК-В" и "Глонасс-КК-Н", в которых разрабатывается космический комплекс нового поколения, обеспечивающий конкурентоспособность ГЛОНАСС на мировом уровне с характеристиками не хуже системы GPS".

Письмо Поповкина в тот раз убедило главу государства оставить космические статьи без изменений.