ВТБ24 возьмет на службу "кассовых роботов"
Банк ВТБ24 запустил пилотный проект по установке специальных терминалов самообслуживания, которые позволят ему существенно сократить количество касс. Устройство самообслуживания способно самостоятельно проводить более 80% кассовых операций. По мнению экспертов, для банков, у которых количество отделений превышает 10 тыс., автоматизация кассовых операций позволит экономить десятки миллиардов рублей в год.
"Сейчас мы пробуем несколько таких устройств, пока только в Москве. Они поработают пару месяцев, и дальше мы уже определим объем заказа и потребности для этих устройств. Первый месяц работы показывает, что должна быть хорошая окупаемость этого устройства", - сообщил журналистам президент-председатель правления банка ВТБ24 Михаил Задорнов на пресс-конференции, посвященной итогам работы банка в первом полугодии 2016 г.
По его словам, "кассовый робот" может самостоятельно проводить более 80% кассовых операций. Михаил Задорнов уточнил, что эти устройства располагаются в московских дополнительных офисах банка, где совершенно разный клиентский поток. По его словам, пока это пилотный проект, и размер инвестиций будет определяться лишь тогда, когда ВТБ24 установит размер закупки заказа. В дальнейшем, как сообщил он, география применения таких устройств будет расширяться.
Михаил Задорнов отметил, что устройства самообслуживания позволяют банку сокращать нагрузку на кассы. "Естественно, кассовые окна нужны малому бизнесу, они нужны крупным клиентам, потому что там достаточно большой объем операций, но в целом по всей стране мы сокращаем число кассовых окон", - отметил президент-председатель правления банка ВТБ24.
Как рассказал ComNews генеральный директор процессинговой компании "МультиКарта" (входит в группу ВТБ) Кирилл Свириденко, благодаря устройству самообслуживания клиенты банка могут обналичивать со своего счета до 600 тыс. руб., получать справки и выписки, проводить операции по бесконтактным технологиям, вносить на счет наличные средства до 1 млн руб. за одну операцию, совершать "повседневные" операции - проверка баланса, платежи по кредиту, оплата услуг ЖКХ и мобильной связи, денежные переводы. Также, по его словам, устройство способно самостоятельно идентифицировать клиента. В случае необходимости предусмотрен вызов сотрудника банка.
"Технологическую поддержку банку ВТБ24 при разработке этого устройства самообслуживания оказывала процессинговая компания "МультиКарта", поставщиком данного решения была компания Wincor Nixdorf", - сообщил Кирилл Свириденко.
По его словам, устройства самообслуживания позволяют банкам повысить качество сервиса: клиентам не нужно стоять в очередях, время обслуживания сокращается. Кроме того, использование подобных решений способствует повышению общей технологической грамотности населения. Несмотря на то что устройства самообслуживания высокотехнологичны и довольно сложны в разработке, они понятны и доступны для простых пользователей.
"Использование устройств самообслуживания позволяет банкам существенно минимизировать издержки на содержание персонала, которые, как правило, занимают львиную долю в общей структуре расходов. При этом повысить качество услуг, снизить риск совершения ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличить пропускную способность офиса и, как следствие, нарастить клиентскую базу. К тому же для установки устройства самообслуживания требуется существенно меньшая площадь, чем при организации классического банковского подразделения", - отметил Кирилл Свириденко.
"Автоматизация банковских процессов, безусловно, тренд. Уже сейчас современные технологии позволяют клиенту приходить в классическое отделение банка один раз - идентифицироваться и открыть счет. Сегодня существуют банки, которые работают по этой схеме и у которых вообще нет отделений, они работают в виртуальном пространстве. Тем не менее классические банки будут существовать долгое время, так как для многих клиентов привычнее приходить в кредитное учреждение и общаться с операционистом", - считает генеральный директор процессинговой компании "МультиКарта".
По его словам, такая тенденция особенно свойственна людям старшего поколения. Молодое поколение, как отмечает он, очень охотно осваивает новые финансовые технологии, которые позволяют им экономить время и минимизировать расходы.
Как рассказал ComNews член правления, директор департамента банковских и информационных технологий ВТБ24 Сергей Русанов, банк сделал основные вложения в свою ИТ-инфраструктуру до кризиса и в настоящее время, начиная с 2015 г., расходы на ИТ в бюджете банка преимущественно направлены на поддержку сделанных инвестиций в программно-аппаратные комплексы и реализованные на них бизнес-процессы. "При этом размеры ИТ-бюджетов в российских рублях в соответствующих периодах 2015 г. и 2016 г. практически одинаковы", - отметил Сергей Русанов.
"В настоящее время в банковской отрасли востребованы многие решения, за счет которых можно уменьшить затраты на персонал и обслуживание касс, а также увеличить пропускную способность отделений. И подобные устройства - не исключение. Однако они имеют мало отношения к робототехнике. Фактически это банкомат с расширенными возможностями по самообслуживанию и более широким спектром операций - от обналичивания средств до получения справок", - рассказал ComNews директор по работе с банковским сектором компании "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Дмитрий Яковлев.
По его словам, чтобы определить экономию, важно оценить стоимость и производительность конкретного устройства, а также эксплуатационные расходы, которые понесет компания в рамках его обслуживания, а также сравнить суммарные цифры с затратами на поддержание работы кассовой точки. В среднем, как считает Дмитрий Яковлев, такие решения должны окупаться со второго или третьего года.
"Мы постоянно анализируем рынок, выявляем рыночные потребности и тестируем новые решения. Например, несколько лет назад участвовали в проекте для крупного банка по внедрению роботов-консультантов. Если кто-то из наших заказчиков проявит интерес и к "кассовым роботам", безусловно, мы не останемся в стороне", - сообщил директор по работе с банковским сектором компании "Крок".
Заместитель руководителя коммерческой дирекции по стратегическим проектам группы "Астерос" Юрий Мазуров считает, что "кассовые роботы" способны не только забрать значительную часть обязанностей операционистов и сократить очереди в кассах банков, но и увеличить территориальный охват предоставления банковских услуг. По его словам, это возможно за счет компактности, мобильности и возможности широкого распространения по принципу "в каждый дом и офис".
"Безусловно, переход на такие решения помогает бизнесу существенно снизить операционные расходы (фонд оплаты труда, затраты на арендные площади). В зависимости от количества установленных терминалов экономия может составить до 50%", - сообщил ComNews Юрий Мазуров.
Он считает, что данные решения являются крайне перспективными для банков, которые в сложной экономической ситуации стараются снизить расходы, повысить эффективность бизнеса, сделать свои услуги удобными и доступными для максимального количества клиентов.
"Подобный подход развивает не только ВТБ24. Так, большинство крупных отделений Сбербанка оборудованы терминалами самообслуживания", - отметил Юрий Мазуров.
"Что касается текущей деятельности группы "Астерос", то для клиентов из финансового сектора мы реализуем в основном крупные инфраструктурные проекты. Однако в будущем не исключаем возможность работы и в сфере банковского ритейла", - сообщил заместитель руководителя коммерческой дирекции по стратегическим проектам группы "Астерос".
По мнению исполнительного директора Stack Group Евгения Горохова, робототехника в современном мире занимает все больше ниш, особенно это касается однотипных процессов, которые не требуют поиска уникального решения той или иной задачи.
"В банковской сфере операционные процессы автоматизируются с конца прошлого века, так как банкоматы - это по сути те же роботы, которые сначала умели просто выдавать наличность, а теперь могут выполнять более сложные функции: принимать наличность, осуществлять денежные платежи и переводы, открывать вклады и т.д. И, конечно, такие решения очень востребованы, потому что для потребителей - это как минимум экономия времени, а для банков - экономия на штате операционистов. Кроме того, такие решения сокращают вероятность ошибок", - сообщил ComNews Евгений Горохов.
"Среди наших клиентов из банковской и финансовой отраслей сегодня все больше становятся востребованы облачные услуги IaaS, которые в частности позволяют автоматизировать различные бизнес-процессы", - отметил исполнительный директор Stack Group.
Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что решение ВТБ24 ввести у себя устройства самообслуживания направленно, с одной стороны, на сокращение расходов, а с другой - на улучшение качества обслуживания клиентов ввиду снижения длительности ожидания в очередях.
"Крупные банки с развитой сетью несут значительные расходы, которые негативно влияют на общий финансовый результат. Например, в I квартале ВТБ заработал 98,3 млрд руб. чистого процентного дохода - до резервов - и около 17,4 млрд руб. комиссионного дохода. При этом, банк понес около 67,3 млрд операционных расходов. Ожидаю, что в ближайшие годы банки будут активно инвестировать в подобные технологии", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.
"Многие розничные банки автоматизируют кассовые операции. Экономия - порядка 30 тыс. руб. в месяц, кроме того, дополнительно не надо нанимать, обучать сотрудников", - сообщил ComNews начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.
Он считает, что этот процесс идет не так быстро, так как автоматизация кассового места - довольно затратное дело (стоимость банкомата, по его словам, в районе $50 тыс.).
"Да и клиенты ВТБ и Сбербанка, который внедрил роботизированное обслуживание, традиционно предпочитают, чтобы с ними работал человек. Но в будущем без автоматизации не обойтись, особенно там, где операции необходимо проводить круглосуточно. У банков, у которых количество отделений превышает 10 тыс., экономия может достигать десятков миллиардов рублей в год", - заключил аналитик.