Yota добилась справедливости
Комиссия московского Управления Федеральной антимонопольной службы РФ (УФАС) признала Объединенную телекоммуникационную корпорацию (ООО "ОТК") нарушившей Федеральный закон (ФЗ) "О рекламе". По мнению УФАС, реклама оператора связи дискредитировала компанию Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона"). Теперь ОТК может грозить штраф до полумиллиона рублей.
Как сообщает столичное УФАС, ведомственная комиссия признала ОТК нарушившим п.1, 2 ч.2 ст.5 Закона "О рекламе" (недобросовестная реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с другими товарами).
Ранее в УФАС обратилась компания "Скартел" с жалобой на ОТК, которая распространяла рекламу в системе "Яндекс.Директ" и myTarget следующего содержания: "Не работает Yota? Попробуйте ОТК". Экспертный совет по рекламе усмотрел нарушения в данном сообщении, а также высказал мнение, что спорная реклама направлена на дискредитацию конкурента и паразитирование на его деловой репутации.
"Ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ (кодекс об административных правонарушениях - Прим. ComNews) и влечет наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., в зависимости от того, привлекалась ли ранее компания за аналогичные нарушения или нет", - сообщили ComNews в пресс-службе столичного УФАС РФ.
"В практике московского УФАС достаточно часто встречаются случаи некорректного сравнения товара с товаром конкурента. Ситуации, когда именно сотовые операторы представляют себя в наилучшем свете за счет конкурента, не выделяются из общего числа подобных нарушений", - добавили представители пресс-службы ведомства.
"У потребителя рекламы возникает необоснованное впечатление, что, воспользовавшись услугами ООО "ОТК", возможно получить более качественные услуги, нежели при сотрудничестве с оператором Yota", - говорит заместитель руководителя московского УФАС Ирина Гудкова.
"К сожалению, мы периодически сталкиваемся с эксплуатацией нашего торгового знака и фирменного стиля бренда другими компаниями и ненадлежащим сравнением в рекламе на федеральном и региональном уровнях. Мы всегда пытаемся сначала решить проблему путем переговоров и обращаемся в ФАС или в суд только в том случае, если компании не готовы к диалогу", - рассказала ComNews PR-директор мобильного оператора Yota Ольга Алексеева.
По ее словам, ситуации, когда конкурент пытается построить свою рекламу за счет недобросовестного сравнения, случаются нечасто. "Такая практика - скорее исключение, чем правило. Большинство компаний предпочитают не дискредитировать собственный бренд и не допускают таких нарушений", - сообщил представитель Yota.
В компании считают справедливым решение УФАС и надеются, что это еще один шаг к прекращению практики распространения недобросовестной рекламы. Как отметила Ольга Алексеева, чтобы исправить ситуацию все участники рынка должны исполнять закон. "Речь здесь должна идти не столько о поправках в законодательные акты, сколько о надлежащем исполнении закона всеми участниками рынка", - заключила PR-директор мобильного оператора Yota.
"ОТК пока не имеет на руках официального решения по итогам рассмотрения данного дела. Нам известно, что почти половина членов комиссии (20 из 45 представителей) не согласились с фактом нарушения. Это значит, что ситуация не столь однозначна, и мы будем использовать все возможные способы, чтобы отстоять свою точку зрения", - сообщил ComNews исполнительный директор ООО "ОТК" Ярослав Дубовиков.
По его словам, ОТК и "Скартел" на момент проведения рекламной кампании имели партнерский договор. "Мы привлекали новых и удерживали существующих клиентов для "Скартел". Важным моментом является тот факт, что ОТК не является оператором мобильной связи, мы не предоставляем услуги радиоподвижной связи – поэтому не являемся конкурентами в предоставлении такого типа услуг, как посчитала ФАС. В связи с этим, снования для рассмотрения дела с точки зрения конкуренции в принципе нет", - отметил исполнительный директор ОТК.
Он добавил, что ОТК совместно с Yota готовила уникальное предложение для рынка B2B и взяла обязательства на самостоятельное продвижение этого продукта.
По его словам, сами представители Yota подтверждали тот факт, что многие абоненты отключаются по причине ухудшения показателей работы сети. "Поэтому была выработана стратегия удержания клиентов – отсюда и слоган о том, что в случае отсутствия или слабого сигнала Yota мы имеем возможность усиления сигнала. Для этого у ОТК есть возможности установки дополнительного оборудования, значительно улучшающего показатели работы сети Yota у клиента. Промо-страница на нашем сайте была согласована с представителями "Скартел", - сообщил Ярослав Дубовиков.
"Предполагаем, что отдел "Скартел", курирующий взаимодействие с надзорными органами, не был поставлен в известность о взаимодействии ОТК и Скартел" отделом, курирующим деятельность с партнерами", - заключил Ярослав Дубовиков.
В пресс-службе ПАО "МегаФон" сообщили ComNews, что нарушения в рекламе сотовых операторов происходят во многом из-за высокой конкуренции на рынке, когда каждый из игроков вынужден отвечать на заявление конкурентов.
Представители пресс-служб ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) от комментариев отказались. Представитель ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) на запрос ComNews не ответил.
Ситуации с попытками некорректного сравнения на рынке мобильной связи случались и ранее. Один из примеров - акция "Сезон охоты", которую оператор Tele2 (ООО "Т2 РТК холдинг") проводил в конце 2014 г. - начале 2015 г. "Охота" была объявлена на "нечестных" операторов. Компания запустила специальный сайт, на котором любой желающий мог пожаловаться на обман или недобросовестность своего оператора. Участники акции получали промокод, который можно было обменять на бонусы при подключении к Tele2 (см. новость ComNews от 12 августа 2015 г.).
В итоге ФАС возбудила дело в отношении Tele2 по признакам нарушения закона "О защите конкуренции" (ч.1 ст.14; см. новость ComNews от 20 ноября 2015 г.). А в конце 2015 г. ФАС признала факт недобросовестной конкуренции по отношению к участникам рынка мобильной связи со стороны Tele2 при проведении акции "Сезон охоты" (см. новость ComNews от 21 декабря 2015 г.).