В интернете прибавилось недоступного
В распоряжении "Ъ" оказался ежегодный доклад международной правозащитной группы "Агора", посвященный свободе интернета в России.
Как отмечают его авторы, число нарушений права на свободу интернета всего за год выросло от 2 тыс. до 15 тыс. При этом продолжает расти и число россиян, имеющих доступ к интернету, а также пользователей, способных обходить технические запреты, пользуясь специальными программами.
Доклад "Свобода интернета-2015: торжество цензуры", подготовленный экспертами международной правозащитной группы "Агора", насчитывает 20 страниц. В предисловии говорится, что его авторы, ведя подсчеты, сознательно не оценивали правомерность блокировки тех или иных ресурсов. Иными словами, в выборку попали и закрытые ресурсы запрещенного в РФ "Исламского государства", и общественно-политические СМИ.
Как подсчитали эксперты "Агоры", с 2008 года российские власти успели выступить с 286 различными предложениями по регулированию интернет-отрасли. Пик, отмечают они, пришелся на 2013–2014 годы, когда было зафиксировано 162 инициативы. Отладив механизмы блокировок, профильные ведомства столкнулись с отсутствием ресурсов для ручной обработки и оценки десятков тысяч страниц в интернете. Представители Роскомнадзора ранее сообщали, что к концу 2016 года будет завершено тестирование системы автоматического сбора и анализа контента в интернет-СМИ. "Следующим элементом этого конвейера становятся суды, которые автоматически штампуют решения о признании информации запрещенной. При таких объемах о качестве принимаемых решений уже никто не задумывается",— говорится в докладе. В качестве примера правозащитники приводят решение Советского районного суда Брянска, который летом 2015 года признал экстремистскими четыре файла с именами GTbGQMCKSnE.jpg, ObgCxSi-adl.jpg, NyYWjqTDJOc.jpg, rIJmEgcsv.jpg10.
Отдельно авторы отмечают неэффективность некоторых новых законов, регулирующих интернет-отрасль. В частности, вступившей в силу 1 мая 2015 года ст. 15.6 закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которая предполагает "пожизненную" блокировку сайтов, неоднократно нарушавших авторские права. В октябре 2015 года Мосгорсуд вынес первое решение о "вечной" блокировке 11 ресурсов, включая крупнейший торрент-трекер Rutor.org. Как отмечается в докладе, на посещаемости ресурса это сказалось не сильно: по данным Liveinternet, в первые дни после вступления решения в силу он снизилась не более чем на четверть.
Отдельно авторы доклада отмечают рост числа уголовных дел, связанных с распространением "запрещенной" информации. "Раньше реальные сроки за высказывания в сети были, но скорее как исключения. В 2015 году такие исключения стали множиться",— пишут сотрудники "Агоры". Например, если в 2014 году было зафиксировано более 180 таких случаев, то в 2015 году — уже более 200.
В общей сложности в течение 2015 года в РФ было зарегистрировано более 15 тыс. случаев ограничения свободы интернета. При этом в 2014 году правозащитники насчитывали чуть более 2 тыс. таких случаев. Это, по их словам, связано и с тем, что ведомства стали активнее отчитываться о своей работе, и с тем, что власти стали чаще применять процедуру внесудебных и судебных ограничений доступа к тем или иным сайтам.
Российские пользователи, в свою очередь, стали активнее пользоваться программами, позволяющими обходить блокировки. С 2012 года аудитория анонимайзера Tor увеличилась с 20 682 человек до 262 770 в 2016-м, то есть с 2,76% до 12,82%.
Советник президента по интернету Герман Клименко не согласен с выводами правозащитников. По его мнению, приведенные цифры свидетельствуют не "о злом умысле, а о попытках государства разобраться, с чем оно имеет дело". "По сути, государство еще только учится регулированию интернета, поэтому набивает шишки, на все это уйдет еще одно десятилетие",— сказал он "Ъ". По его мнению, в первую очередь статистику блокировок пополняют многочисленные сайты, продающие запрещенные курительные смеси и прочие наркотические вещества. "Безусловно, любое ведомство, получив новые полномочия, захочет их расширения, поэтому логична и позиция Роскомнадзора, и других учреждений, которые хотят блокировать что-то оперативнее и проще",— считает он.