Владимир Зыков
Василиса Белокопытова
08.02.2016

Министерство связи и массовых коммуникаций предложило добавить в госпрограмму "Информационное общество 2011-2020" ряд новых показателей, по которым будут оценивать ход ее реализации.

Среди них (они перечислены в проекте поправок к постановлению правительства, котором утверждена программа) - количество пользователей легального контента. Как заявил "Известиям" замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, число покупателей легального контента в Рунете опережает планы министерства.

- Если человек не ворует - это касается его души и кармы. А нас интересует индустрия. Для этого должны не просто пользоваться [легально], а покупать, - заявил Волин.

По его словам, несколько лет назад в Минкомсвязи планировали, что в 2013 г. в стране будет 6 млн покупателей легального контента в Сети, в 2014-м - 10 млн, в 2015-м - 15 млн, в 2016-м - 20 млн, в 2017-м - 25 млн и в 2018 году - 30 млн.

Однако реальность опережает планы: в 2013 г. оказалось 8 млн пользователей купивших легальный контент, в 2014-м - 12 млн, а в 2015-м - 18 млн.

При этом Волин уверен, что темпы роста "не обвалятся".

- У нас, несмотря на экономические трудности, народ больше стал потреблять платного контента. Продолжается рост числа интернет-пользователей - значит, база увеличивается. Дают эффект меры по борьбе с пиратством, - отметил замминистра.

Глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко также убежден, что темпы роста могут сохраниться и даже увеличиться.

- Главное условие - появление легальных платформ, кинотеатров, агрегаторов контента с большим ассортиментом, с легким поиском, с высоким качеством, за небольшие суммы, - объясняет Плуготаренко. - Наше совместное с ФОМ исследование 2014 года показало, что две трети пользователей вообще не умеют отличать пиратский контент от непиратского. Явными признаками легальности они считают хорошее качество контента и оплату его просмотра (даже пиратам). Есть ощущение, что пользователи готовы платить, но не всегда понимают, где это делается легально, и не всегда на легальных площадках есть необходимый контент. Если будет – будут платить.

Глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин уверен, что стремление россиян к "халяве" сильно мифологизировано.

- Не устаю повторять пример из недавнего прошлого. В 2007-2008 годах наши сограждане тратили на кино вне кинотеатров порядка $3 млрд в год, - говорит Бырдин. - Пиратство процветает в web-среде, но мобильные приложения и набирающие популярность платформы Smart TV демонстрируют фантастический рост покупок легального контента. Секрет прост: если в конкретной экосистеме нет пиратского контента, но есть большой выбор легальных сервисов с приемлемой ценой, зритель готов заплатить за кино. Второй важный фактор - цена.

Бырдин отметил , что домашний просмотр всегда был гораздо дешевле похода в кино. В кризисный период люди с большей готовностью будут смотреть кино дома, чем в обычных кинотеатрах. По его словам, в нынешние зимние каникулы онлайн-видеосервисы в среднем удвоили выручку относительно зимних праздников прошлого года, на фоне 30% спада посещения кинотеатров.

Глава онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов уверен, что пользователи платят не столько за конкретное видео, сколько за сервис, в рамках которого можно посмотреть понравившийся фильм.

- Пираты же предлагают видео и ничего больше, поэтому хоть и нет точной статистики пользуется ли одна и та же аудитория как платными, так и пиратскими ресурсами, можно утверждать, что платящий пользователь идет в легальные онлайн-кинотеатры за нечто большим, чем просто просмотр фильмов, - рассказывает Чеканов. - Это как уважать себя и окружающих: зайти в общественный транспорт и заплатить за проезд или пойти и заплатить за легальный контент  - эти вещи становятся равноценными.

При этом в обнародованных 6 февраля рекомендациях Международного альянса интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA) для управления Торгового представителя США (Office of US Trade Represenrative) Россия оставлена в списке госудаств, в которых ситуация с авторскими правами требует наблюдения (Priority Wacth List). С незначительными поправками статус России в этих рекомендациях не менялся с 1997 года. В докладе нынешнего года отмечено, что в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", как прежде, присутствует нелицензионный контент, что в стране популярны торрент-трекеры (недавно заблокированный в России RuTracker.org на этот раз не упоминается), и что практику пересъемки фильмов в кинотеатрах для пиратских целей остановить пока не удалось.

России рекомендовано усилить ответственность за нарушение авторских прав. В том числе уточнить, что сайты – информационные "посредники" (например, "ВКонтакте" и "Одноклассники") должны нести ответственность по статье 1253 Гражданского кодекса России, предусматривающей ликвидацию юридического лица в случае неоднократного или грубого нарушения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

— В соответствии с Гражданским кодексом РФ, информационные "посредники" не несут ответственность за происходящие на их сервисах нарушения закона, так как они не знают или могут не знать об этом. Они лишь хранят и передают данные, без внесения изменений, за исключением случаев использования специальных технологий. В ряде европейских стран, а также в США, также применяется подобная практика — уточняет аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. - Правообладатель может отправить запрос информационному "посреднику", который обязан отреагировать и удалить спорный контент. Именно такой порядок действий позволил сервисам получить развитие. Важно понимать, что Special 301 — это документ, продвигаемый американскими лоббистами с целью изменения законодательств других стран и более активного продвижения собственных товаров.

IIPA объединяет семь ассоциаций американских компаний, производящих продукцию, защищенную законодательством об интеллектуальной собственности (фильмы, музыку, компьютерные программы и др.). Ежегодно IIPA готовит для управления Торгового представителя США рекомендации к докладу (The Special 301 Report) о защите авторских прав в других странах.