© ComNews
27.10.2015

"ВымпелКом" объявил о партнерстве с WhatsApp - для абонентов пакетных тарифов оператора трафик мессенджера будет бесплатным. Подобный формат партнерства сотовой компании с ОТТ-сервисом для российского рынка новый. В МТС также есть пилотные проекты в рамках такого сотрудничества, а в "МегаФоне" и Tele2 считают, что их абонентам такая услуга ни к чему.

Сотрудничество ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и WhatsApp предполагает, что оператор предоставит клиентам безлимитный и бесплатный доступ к мессенджеру. Правда, касается это только абонентов линейки пакетных тарифных планов "Все".

Как пояснили ComNews в пресс-службе "ВымпелКома", дата-трафик WhatsApp не будет учитываться при расходовании пакета трафика, предусмотренного тарифом, и останется бесплатным при исчерпании этого лимита. Не будет учитываться трафик от всех возможных видов коммуникаций, предусмотренных в этом мессенджере. Как сообщила пресс-секретарь оператора Анна Айбашева, все сообщения (текст, картинки, голосовые и видеовызовы) обнуляются полностью. "Не обнулятся лишь голосовые вызовы через WhatsApp, которые идут при соединении P2P - в этом случае отсутствует технологическая возможность обнулять трафик. Однако такая передача голоса составляет лишь небольшой процент голосового трафика WhatsApp и не будет ощутима", - добавила она. Акция продлится более двух месяцев (до 15 января 2016 г.). Планируется ли ее продление и при каких условиях, представители "ВымпелКома" не уточнили.

Как сообщает пресс-служба компании, это первое партнерство такого рода между телекоммуникационной компанией и ОТТ-сервисом на российском рынке. "Тот факт, что абоненты оператора получат безлимитный доступ к сервису WhatsApp, показывает "Билайн" как новатора в области мобильной связи в России", - заявил генеральный директор и сооснователь WhatsApp Ян Кум. А генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Михаил Слободин назвал партнерство с WhatsApp историческим событием.

Такие заявления звучат непривычно, учитывая, что операторы мобильной связи и мессенджеры считаются если не врагами, то конкурентами. Растущая популярность WhatsApp и других интернет-сервисов снижает голосовой и SMS-трафик, а следовательно, и выручку операторов. По данным аналитиков J’son & Partners Consulting, в 2014 г. российские операторы мобильной связи потеряли из-за OTT-сервисов около 15-20 млрд руб. (около 2% доходов). По подсчетам Juniper Research, в мире операторы связи недополучили $14 млрд выручки.

Напомним, что в июле генеральный директор ПАО "МегаФон" Иван Таврин заявил, что мобильные мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber или Skype, необходимо регулировать - они работают в серой зоне, вне принятого в телеком-отрасли регулирования, их используют террористы и организаторы спам-рассылок. Его также возмущает, что телеком-компании вложили в строительство инфраструктуры большие деньги, а OTT-сервисы пользуются ими и смотрят на операторов "лишь как на средство доставки". Позицию главы "МегаФона" тогда поддержали и другие представители "большой тройки". Так, пресс-секретарь ПАО "МТС" Дмитрий Солодовников заявил, что видит два выхода: разделение доходов с ОТТ-операторами или создание специальных тарифов, которые бы учитывали профиль потребления пользователя, включая, например, и трафик ОТТ-игроков (см. новость ComNews от 15 июля 2015 г.).

"ВымпелКом" и WhatsApp утверждают, что сотрудничество будет выгодно обеим сторонам. "Подавляющее большинство пользователей смартфонов сегодня используют WhatsApp, и этот факт невозможно игнорировать, - заявила Анна Айбашева. - В то же время абоненты не отказываются от голосовой связи и все активнее переходят на пакетные тарифы, клиенты которых - самые активные пользователи передачи данных. От сотрудничества мы ожидаем как роста потребляемого дата-трафика, так и роста популярности нашей тарифной линейки".

Похоже, осознав, что победить мессенджеры невозможно, мобильные операторы решили попытаться использовать их. Как сообщил Дмитрий Солодовниково, МТС уже работает над пилотными проектами по включению трафика Viber и WhatsApp в тарифы в регионах - в Калуге и Калининграде. "Мы также сейчас активно работаем над созданием собственного сервиса - RCS, который при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и социальными сетями, позволит абонентам оператора, в том числе корпоративным, получить доступ к расширенным мультимедийным услугам - обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков и видеообщению. Планируется, что этот сервис мы запустим до конца нынешнего года", - заявил он.

Как сообщили ComNews в пресс-службе "МегаФона", доля трафика от мессендежеров в среднем не превышает 2% от общего трафика передачи данных обычного пользователя, и выгода от двухмесячной акции "ВымпелКома" для абонентов будет незначительной. "В большинстве наших тарифов уже включен большой пакет интернет-трафика, которого хватит не только на активное общение в мессенджерах и социальных сетях, но и просмотр видео, игры и другие развлечения", - заявила представитель оператора Юлия Дорохина.

Отметим, что несколько лет назад у "МегаФона" появился свой ОТТ-продукт - "МультиФон", который дает возможность использовать ряд сервисов, в том числе IP-телефонию и обмен мгновенными сообщениями.

Tele2 пока не ведет переговоров с мессенджерами по поводу бесплатного трафика. "Наши пакеты мобильного Интернета достаточно велики, чтобы абоненты не задумывались о трафике", - заявили ComNews в пресс-службе оператора.

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин уверяет, что эффект от сотрудничества с мессенджером не окажет заметного влияния на финансовые или операционные показатели "ВымпелКома". "Оператор в итоге не потеряет в общем объеме VAS-выручки - контент, сообщения, мобильная передача данных и т.п., - так как небольшое сокращение VAS ARPU от SMS и data будет нивелировано ростом числа дата-пользователей", - сказал он.

Как считает руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин, партнерство между сотовыми операторами и мобильными мессенджерами - это наиболее эффективный способ взаимодействия между традиционными и альтернативными участниками рынка мобильных коммуникаций. По его словам, уже более половины крупнейших операторов в мире заключили соглашения или планируют партнерство с OTT-игроками. "ВымпелКом", вступая в партнерство с WhatsApp, поступает в соответствии с общемировыми трендами. В данном случае речь идет, скорее, не о прямом экономическом эффекте, а о том, как сохранить лояльность абонентов в условиях роста конкуренции на рынке", - пояснил эксперт.

По мнению Виталия Солонина, сейчас рынок находится в стадии экспериментов, поэтому формы ответа на "OTT-угрозу" могут быть разными. "Думаю, что мы еще увидим в России именно такой формат партнерства, поскольку аналогичные кейсы в мире уже достаточно распространены", - прогнозирует он.

"Это сотрудничество - не более чем рекламная акция оператора, - уверен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. - Одна из возможных целей - увеличить количество подключений на тарифы, участвующие в акции. Появление мессенджеров операторы проспали, и выиграть войну у них теперь непросто. Подписав соглашение с WhatsApp, "Билайн" не получит значительных конкурентных преимуществ, но будет иметь возможность несколько лучше управлять интернет-трафиком".  

По информации "ВымпелКома", доля абонентов оператора, которые пользуются пакетными тарифами, за год выросла на 11,3% и сейчас составляет 30,5% от общего количества клиентов. По данным исследовательской компании App Annie, по итогам III квартала 2015 г. WhatsApp является самым популярным мессенджером в России. По информации самого WhatsApp, Россия, наряду с Бразилией, Мексикой и Индией, входит в топ-10 стран по количеству пользователей мессенджера. В нашей стране у него более 30 млн ежемесячных активных пользователей. Как сообщила пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева, компания открыта к сотрудничеству и с другими мессенджерами.