Валерий Кодачигов
26.03.2015

Московское правительство будет развивать собственную подземную инфраструктуру связи с помощью городской программы благоустройства "Моя улица" и сдавать ее операторам в аренду, рассказал "Ведомостям" руководитель департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Артем Ермолаев.

Изначально планировалось прокладывать только магистральные каналы вдоль улиц, но, возможно, в рамках программы будет обустраиваться и внутриквартальная канализация, отметил Ермолаев. Стоимость проекта он назвать затруднился. Затраты на строительство канализации – небольшая часть бюджета благоустройства улиц, говорит он.

Московские власти уже сдают в аренду операторам место в подземных коммуникациях – через подведомственное ДИТу предприятие "Межотраслевой производственно-технологический центр" (МПТЦ). Сейчас аренда 1 м места для кабеля у МПТЦ стоит дешевле всех в Москве – до 4,5 руб. в месяц – и поднимать этот тариф московские власти не намерены, уверяет Ермолаев. Не собирается ДИТ и регулировать тарифы крупнейшего столичного владельца подземной инфраструктуры связи – МГТС на использование ее канализации другими операторами (о такой возможности говорил в сентябре 2014 г. представитель департамента). Анализ показал, что тарифы МГТС (4,85 руб. без НДС за 1 м в месяц) одни из самых низких в Москве: они выше, чем у МПТЦ, но ниже, чем у других городских организаций и операторов, объясняет Ермолаев.

МГТС приветствует любые инициативы, направленные на развитие конкуренции и создание равных правил игры для всех участников отрасли, говорит ее представитель Татьяна Мартьянова. Компания предоставляет всем желающим равные условия доступа, а ее тарифы одни из самых низких на рынке, согласна она.

Московские власти намерены не только строить новую канализацию – они продолжат восстанавливать контроль над инфраструктурой, построенной за счет московского бюджета, но не попавшей на баланс города, пообещал Ермолаев. Сейчас московские власти через МПТЦ контролируют не более 15% такой инфраструктуры. Остальная либо не поставлена на кадастровый учет, либо, вопреки московским законам, не передается городу, а эксплуатируется застройщиками или сторонними операторами, либо просто бракованная и использовать ее по назначению нельзя, констатирует Ермолаев. По его планам за три года ДИТ через суды и путем постановки на кадастровый учет бесхозной канализации вернет контроль еще над 60% коммуникаций.

То, что московские власти не будут поднимать тарифы на использование городской канализации, обрадует всех участников рынка, считает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. Расширение присутствия московских властей на рынке коммуникаций способствовало бы развитию конкуренции и сделало бы этот рынок более прозрачным, полагает он. Помимо низких цен сейчас Москва предлагает операторам стандартные договоры аренды, расходы по которым можно учитывать при расчете налогов и – теоретически – оспаривать в суде, говорит Мирзабеков. Договоры же на резервирование места в линейно-кабельных сооружениях, которые заключаются, например, с МГТС, сложно как оспорить, так и представить плату по ним в качестве расходов, отмечает Мирзабеков. Если инфраструктурой будут распоряжаться городские власти, это лишит незаслуженных преференций крупных операторов, которые до последнего времени получали контроль над канализацией еще на стадии строительства, добавляет он.

"Вымпелком" приветствует намерение властей устранить дефицит кабельной канализации в столице, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Однако, по ее словам, важно, чтобы порядок определения тарифов был прозрачен, а сами тарифы – экономически обоснованными.

Планы ДИТа особенно актуальны, так как сегодня ресурсов муниципальных предприятий и МГТС уже не хватает для прокладки под землей всех существующих в городе линий связи, замечает представитель группы компаний "Акадо" Денис Рычка. Для операторов, которые будут переносить свои воздушные кабели под землю, целесообразным было бы введение тарифных каникул, в течение которых городские власти предоставили бы им место в канализации бесплатно либо по номинальной стоимости, рассуждает он. Также непонятно, почему отказались от идеи регулирования тарифов МГТС, недоумевает Рычка. Он считает, что на время, пока создается альтернативная подземная инфраструктура, такое регулирование было бы полезным, а период регулирования могла бы определить Федеральная антимонопольная служба.