Мобильные операторы подсели на гаджеты
Сотовые операторы сообщают о кратном росте объема продаж гаджетов в собственных онлайн-магазинах с начала года. В это же время лидеры рынка онлайн-торговли электроникой росли лишь на 25-30%. Итоговые цифры по году окажутся еще выше благодаря декабрьским продажам, когда практически все участники рынка наблюдали резкий рост, связанный в том числе с обесцениванием рубля.
За 11 месяцев 2014 года товарооборот в интернет-магазине shop.megafon.ru вырос в 3,5 раза, до 1,4 млрд руб., его посещаемость увеличилась более чем на 50%, сообщили "Ъ" в "МегаФоне". С начала года оператор оптимизировал сайт, улучшил и расширил сервис получения товара в салонах при заказе через интернет, обеспечил более тесную интеграцию с другими ресурсами и каналами продаж, подчеркнули в "МегаФоне". В декабре компания наблюдала традиционное предновогоднее увеличение спроса, причем в этом году покупательская активность "значительно превышает прошлые годы и началась на несколько дней раньше".
В МТС и "Вымпелкоме" не раскрывают конкретные показатели продаж собственных интернет-магазинов. При этом в МТС сообщили, что сейчас ежедневный уровень заказов превосходит аналогичный показатель прошлого года в три раза. Пользователи активно покупают гаджеты всех ценовых категорий, среди лидеров продаж — бюджетные модели смартфонов и продукция Apple. Пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева указывает, что в ноябре оператор запустил обновленный интернет-магазин и с этого времени наблюдает рост показателей этого канала по всем направлениям.
Высокие темпы роста онлайн-продаж у сотовых операторов могут быть связаны в том числе с тем, что многие только в этом году стали серьезно заниматься этим каналом и росли "с низкой базы", указывает собеседник в одном из участников рынка. Так, в мае 2014 года журнал "Секрет фирмы" оценивал среднемесячный оборот онлайн-магазина МТС в 116 млн руб., "Вымпелкома" — в 22 млн руб., а "МегаФон" не входил в топ-200 онлайн-ритейлеров. Аналогичный показатель крупнейших интернет-магазинов в сегменте бытовой техники и электроники был в разы больше: 3,3 млрд руб.— у "Юлмарта", 2,3 млрд руб.— у "Ситилинка", 1,88 млрд руб.— у DNS, 1,4 млрд руб.— у Svyaznoy.ru, 825 млн руб.— у Eldorado.ru.
По данным платежной системы Chronopay, с ноября 2013 года по ноябрь этого оборот онлайн-ритейла вырос в среднем на 25%. Там прогнозируют, что показатель декабря этого года превысит прошлогодний на 35%. Это связано как с традиционным ростом спроса в преддверии Нового года, так и с заметным обесцениванием рубля — россияне стараются приобрести вещи, которые давно планировали купить, до того, как цены на них поднимутся.
Тенденцию подтверждают представители интернет-магазинов. По словам менеджера по PR "Юлмарта" Александра Левкина, за шесть месяцев 2014 года объем продаж компании увеличился более чем на 30%. "Рост в первой половине декабря приближается к 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",— указывает он. Оборот Svyaznoy.ru за 11 месяцев года вырос более чем на четверть. "Декабрь традиционно ключевой месяц для ритейлеров, в этот период компании зачастую зарабатывают столько же, сколько за квартал в летний период. Кроме того, в этом декабре мы наблюдаем ажиотажный спрос на технику — в первые недели декабря товарооборот svyaznoy.ru растет до 100% к аналогичному периоду прошлого года по ряду категорий",— отметила представитель ритейлера Мария Заикина. "Евросеть" также зафиксировала в декабре резкий рост интернет-продаж, говорит директор по электронной коммерции и корпоративным продажам компании Руфат Гусейнов: в сравнении с прошлым годом выручка увеличилась более чем в четыре раза, трафик — более чем в два. "Обычно такой резко возросший спрос характерен для последних дней декабря, сейчас динамика потребительского поведения изменилась намного раньше",— отметил он.