"Яндекс" закрепил планку
"Яндекс" договорился с партнерами агрегатора бытовых услуг "Яндекс.Мастер" об установке фиксированных тарифов на их сервисы.
Например, час работы грузчика или сантехника. У поставщиков услуг могут быть поводы для недовольства, но остается возможность заработать за счет дополнительных сервисов, признают участники рынка.
Сервис "Яндекс.Мастер", агрегирующий предложения компаний, оказывающих бытовые услуги, договорился с партнерами о новых условиях работы, объявил вчера "Яндекс" и подтвердили несколько участников рынка. Теперь стоимость услуги рассчитывается по заранее установленному тарифу и не может превышать максимальную. Например, час работы грузчика и сантехника в Москве стоит не более 400 и 800 руб. соответственно, а в Санкт-Петербурге — не более 320 и 640 руб. Помощь в работе с компьютером или установка холодильника оцениваются в 800 руб. за 1,5 часа работы в Москве и в 640 руб. в Петербурге.
"Цены за одну и ту же работу у разных фирм могут отличаться в разы. Чем вызвана эта разница, как правило, непонятно, поэтому мы с согласия партнеров решили ввести прозрачные тарифы на все поручения",— объясняет руководитель проекта "Яндекс.Мастер" Александр Коротаев. В "Яндексе" подчеркивают, что за основу взята средняя стоимость услуг по рынку, а иногда ниже средней. Идея в том, чтобы сервис-провайдеры конкурировали качеством предоставляемых услуг, при этом стоимость дополнительных опций также не может превышать зафиксированную.
"Яндекс.Мастер" запущен в сентябре 2014 года и работает пока в Москве и Санкт-Петербурге в веб-версии и через приложение в AppStore. По данным "Яндекса", приложение скачали более 52,5 тыс. раз. На этапе запуска планировалось расширить географию сервиса, но, как объясняют в компании, нужно найти надежных партнеров по всем востребованным услугам, которых пока недостаточно. Сейчас у сервиса около 70 партнеров, в частности компании YouDo.com, Profi.ru, "А-Айсберг", "Евросервис", "Фрекен Бок". До конца года для партнеров "Яндекс.Мастера" услуги сервиса бесплатные, а в дальнейшем с них, вероятно, будет взиматься комиссия по аналогии с "Яндекс.Такси", где она составляет примерно 6% с учетом НДС, говорил ранее источник "Ъ", знакомый с планами компании. Объем всего российского рынка бытовых услуг один из опрошенных "Ъ" экспертов оценивает в $250 млн в год.
"Яндекс" старается выйти на каждый рынок, где может применить знания технологий, но это абсолютно новый сегмент для него, указывает сооснователь Profi.ru Егор Руди. "Мастер" пока не оправдывает его ожидания: сейчас это самый маленький канал для компании, "генерирующий немногим более десяти заказов в день". "Аналогия с рынком такси очевидна: есть источник заказов, удобный для сервис-провайдеров. Хочешь — пользуйся, не хочешь — развивай свой маркетинг, ищи каналы, разбирайся в конверсиях и так далее",— рассуждает сооснователь и управляющий партнер YouDo Алексей Гидирим. Поставщики могут быть недовольны новыми условиями, так как "Яндекс" становится регулятором для рынка, считает он, "но умелые компании смогут найти выход из таких ситуаций, предлагая дополнительные услуги".
Сравнение "Яндекс.Мастера" с "Яндекс.Такси" неуместно, возражает господин Руди: там речь идет лишь об одной услуге. Здесь же услуг сотни, и стандартизировать цены, установив их максимальный уровень, будет непросто, полагает он. "К примеру, мебель бывает разная, и специалист может потратить не один и не два часа на то, чтобы ее собрать. Какую сущность собирается стандартизировать "Яндекс": один час мастера или сборку конкретного шкафа определенной фирмы, размеров и сложности сборки? Проблема не в стоимости, а в содержательной возможности стандартизировать цены",— скептичен он.