Замкнутый круг интеграции
Поддержка государства, налоговые послабления, уменьшение ставки ЕСН и санкции принудительно стимулируют развитие местного ИТ-рынка.
В конце июля стало известно, что Госдума готовит новые нормативные документы, призванные снизить зависимость России от западных поставщиков современных ИT-продуктов, и дополняет их законопроектом, требующим от госучреждений и госпредприятий отдавать предпочтение местным поставщикам оборудования и ПО.
Компании, против которых были введены санкции, готовятся принять вызов. В частности, на прошлой неделе "Ростех" распространил заявление о том, что "введенные санкции будут стимулировать расширение программы импортозамещения и ускорят процесс разработки и внедрения новых отечественных технологий. Для решения данных задач в госкорпорации "Ростех" и у наших партнеров есть все необходимые интеллектуальные и финансовые ресурсы".
Тем временем, как рассказывает первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков, по имеющимся данным, на сегодняшний день доля используемого в стране зарубежного программного обеспечения составляет 67%, в аппаратной части - 90%. По его словам, налицо и значительные финансовые потери, которых можно было бы избежать при импортозамещении технологий в стратегических информационных системах. А по данным экспертов, ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших иностранных компаний отрасли информационных технологий в России составляет более 40% общего объема российского рынка ИТ и достигает порядка 285 млрд руб.
Однако у идеи импортозамещения не так много сторонников в ИТ-сообществе. Запрет западных конкурентов может привести к обратному эффекту того, на который рассчитывают представители власти: ИТ-отрасль может начать стагнировать в отсутствие конкурентов.
"Крупные компании не в состоянии быстро перестроить существующее производство для насыщения рынка новыми высокотехнологичными товарами. Принципиально заградительные меры ничего не дадут", - считает Михаил Ушаков, генеральный директор группы компаний "Тонк".
С ним соглашается и Александр Шурандин, генеральный директор компании "Агескон".
"Чувствуется острая нехватка как классных бизнес-аналитиков, формирующих грамотные ТЗ на информационные системы, так и архитекторов, имеющих соответствующий опыт за плечами и способных талантливо реализовать задуманное", - поясняет он.
В условиях новой более жесткой политики Центробанка интеграторам становится все сложнее получать кредиты в банках, требования к заемщикам ужесточаются. Часто, будучи наукоемким бизнесом, ИТ-компании могут предложить в качестве залога только свой интеллект и человеческие ресурсы. Ужесточение надзора Банка России в части корпоративного кредитования ведет к увеличению требований к конечным заемщикам банков и сильно осложняет процесс получения кредитных линий. В ряде случаев требования ЦБ досоздать резервы по корпоративным кредитам (в том числе "старым") стали причиной убытков многих банков в I квартале 2014 г. В таких условиях стоимость риска для большинства банков повышается, и они уже не готовы давать взаймы деньги даже крупным компаниям без соответствующего обеспечения.
По мнению аналитиков, неизбежно встает вопрос о поиске инвесторов на домашнем рынке, у которых было бы должное обеспечение. В условиях продолжающихся санкций инвестиционная привлекательность России для западных партнеров начинает ослабевать, а восточным, в силу отсутствия предыстории коммерческих взаимоотношений, пока не понятен российский рынок. ИТ-компаниям не остается ничего другого, кроме как открывать свой капитал для новых участников, которые могли бы инвестировать активы, достаточные банкам для предоставления заемных средств. Один из возможных вариантов, подчеркивают эксперты, это вхождение в капитал недвижимостью.
"Такая модель интересна не только для самих компаний, но и для инвесторов. Несмотря на очевидные пробелы в отрасли, сейчас ИТ-индустрия - это перспективная ниша, государство рассматривает поправки к законодательству, в том числе налоговые послабления для компаний-разработчиков, все это ведет к увеличению доходности бизнеса, что и привлекает отечественных инвесторов, понимающих рынок", - рассуждает Александр Шурандин, который совместно с партнерами рассматривает несколько интеграционных компаний в качестве потенциальных для инвестирования одного из своих активов на Волгоградском проспекте.
Павел Сергиенко, генеральный директор группы компаний "Ифопро", сгущает краски: "Кадровый дефицит в регионах - демографическая яма 1990-х, миграция кадров в Москву, Петербург, за границу, высокие налоги и снижение спроса - все это очень сильно ограничивает перспективы не просто импортозамещения, а вообще развития ИТ-отрасли в России".