Отложенный эффект
В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику директор проекта "Сочи 2014" ОАО "МегаФон" Тигран Погосян подвел итоги участия компании в Олимпиаде.
- В годовом отчете "МегаФона" за 2013 год сказано, что за статус генерального телекоммуникационного партнера XXII зимних Олимпийских игр компания выплатила АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" $65 млн. Кроме того, "МегаФон" и другой телеком-партнер Игр – ОАО "Ростелеком" – приняли солидарное обязательство оказать услуги на сумму до $130 млн. На какую сумму предоставил услуги "МегаФон"?
- Суммарный взнос компаний "МегаФон" и "Ростелеком" составил $260 млн. В рамках партнерского соглашения с Оргкомитетом "Сочи 2014" "МегаФон" инвестировал в Игры $130 млн, из которых 50 % были внесены денежными средствами, а 50 % – взнос в натуральной форме (ВНФ), в виде услуг связи.
К концу Паралимпийских игр мы выполнили обязательства по перечислению средств Оргкомитету "Сочи 2014" на 100 %, а по предоставлению ВНФ – на 90 %. Однако наши обязательства по олимпийскому контракту длятся до 2016 года, когда в Рио-де-Жанейро пройдут летние Игры. Таким образом, ВНФ может использоваться еще около двух лет – до завершения срока действия партнерского соглашения.
- "МегаФон" декларировал, что его суммарные затраты на проект в Сочи превысили 10 млрд рублей. По курсу доллара на 31 декабря 2013 года взнос оргкомитету составил 2,127 млрд рублей, объем оказанных услуг – еще около 2,1 млрд рублей. На что были направлены оставшиеся 6 млрд рублей?
- Компания вложила в олимпийский проект значительные средства и человеческие ресурсы с целью строительства уникальной телекоммуникационной инфраструктуры в сложнейших горных условиях. Игры в Сочи стали первыми в истории, когда было выбрано два телекоммуникационных партнера, одновременно отвечающих за создание инфраструктуры и обеспечение связью гостей Олимпиады. Мы инвестировали в телекоммуникационное развитие региона около $100 млн.
Реализация так называемых смежных, околоолимпийских проектов также требует инвестиций. Мы рассматриваем их с учетом коммерческой привлекательности и перспектив расширения покрытия сети.
Не стоит забывать про маркетинговую составляющую. За годы подготовки к Играм "МегаФон" провел несколько широкомасштабных рекламных кампаний. Олимпийские и Паралимпийские игры посетили более 3 тыс. сотрудников и гостей нашей компании. Также мы провели три всероссийских конкурса, благодаря которым 28 молодых людей с инвалидностью смогли побывать на Паралимпийских играх.
- Считаете ли вы, что все затраты на Игры окупятся? Если да, то за счет чего?
- Как показывает опыт предыдущих Игр, об эффективности олимпийских вложений можно будет говорить только через 6‑10 месяцев. Обычно после этого периода операторы понимают, какое количество новых клиентов они приобрели в связи с участием в таком грандиозном событии, подтвердив статус сильного игрока, способного реализовать крупные государственные проекты. Формируется пул корпоративных клиентов, которые видят наши возможности и просят построить такие же качественные сети для них. Кроме того, реализация подобных государственных проектов на самом высоком уровне качества, который оценило как правительство РФ, так и все международные организации, несомненно, найдет отражение в повышении лояльности наших клиентов, особенно в ситуации действия принципа MNP.
Участие в таком проекте, как Олимпийские и Паралимпийские игры, повысило стоимость бренда "МегаФон". Мы доказали, что можем обеспечить качественной связью мероприятия любого уровня сложности. Именно в "МегаФоне" работают специалисты, за плечами которых успешный опыт Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи.
Рассматривая все эти аспекты в совокупности, можно говорить о том, что наши вложения окупаемы. Но точные цифры будут известны только к концу 2014 года.
- За восемнадцать дней гости Олимпиады в Сочи прокачали в сети "МегаФона" около 700 Тб интернет-трафика, проговорили 342 млн минут и отправили 92 млн SMS-сообщений. Какова сумма доходов, которые получил оператор от гостей Олимпиады, включая роумеров?
- "МегаФон" не ставил целью окупить все расходы за несколько недель Олимпийских и Паралимпийских игр. Например, в Ванкувере и Лондоне вводились повышенные тарифы на услуги связи, а в Сочи этого не было. В рамках достигнутых соглашений с Минкомсвязи, компаниями МТС, "ВымпелКом", Tele2 и "Ростелеком" и с целью доступности услуг связи всем абонентам (даже в случае отсутствия у "домашнего" оператора необходимой инфраструктуры) мы открыли на олимпийских объектах межсетевой роуминг по голосовой связи в декабре 2012 года. С декабря 2013 года в межсетевом роуминге можно было пользоваться передачей данных. Абоненты других операторов скачали 1,5 Тб трафика, проговорили 12 млн минут, отправили 1,3 млн SMS.
В дни Игр абоненты в несколько раз активнее пользовались услугами передачи данных, что в очередной раз подтверждает их потребность во время таких событий получать/отправлять фото и видео, делиться впечатлениями в социальных сетях. Мы предполагали, что эта Олимпиада станет Играми социальных сетей, и не ошиблись. По сравнению с обычными месяцами доходы от таких абонентов в феврале 2014 года были в шесть раз выше.
- Сколько базовых станций насчитывает сеть LTE, которую "МегаФон" развернул в регионе Большого Сочи?
- Мы построили 270 базовых станций стандарта LTE-2600 и LTE-800. Во время церемонии открытия Игр в сети LTE "МегаФона" находилось до 15 тыс. абонентов.
- При попытке посмотреть олимпийские соревнования с мобильного устройства на сайте sportbox.ru, принадлежащем государственной компании ВГТРК, шла переадресация на мобильное приложение "Смотри+" от "МегаФона". На каких условиях вы получили эксклюзивные права на мобильные трансляции олимпийских соревнований?
- Впервые в истории были выделены и проданы права на трансляцию Олимпийских и Паралимпийских игр в мобильных сетях. Получив их, "МегаФон" стал единственной компанией, предложившей мобильным пользователям уникальную услугу с прямым доступом ко всем трансляциям, подборке самых ярких и интересных моментов, а также к архиву контента с Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
- Была ли у мобильного приложения "Смотри+" система монетизации?
- Это имиджевый проект компании. Основной задачей приложения было предоставить возможность как можно большему количеству болельщиков приобщиться к такому грандиозному событию, как Олимпийские и Паралимпийские игры. Безусловно, не все имели возможность приехать в Сочи и насладиться победами наших спортсменов, а благодаря "Смотри+" более 600 тыс. человек смогли в реальном времени увидеть все соревнования Игр на всех спортивных аренах. Это сопоставимо с половиной всех проданных билетов на Олимпийские игры. Фактически мы дали людям уникальную возможность бесплатно "побывать" на различных соревнованиях (не все из них транслировались по общедоступному ТВ) и увидеть яркие моменты Игр. Скачанный в приложении трафик сопоставим с трафиком, полученным непосредственно с олимпийских объектов.
- "МегаФон" создавал и расширял сети 2G/3G/4G в Сочи из расчета пиковых нагрузок. После окончания Игр такие нагрузки вряд ли повторятся. Планирует ли компания демонтировать определенную часть оборудования?
- Основная часть инфраструктуры останется в Сочи. Ожидается, что в 2014‑2018 годах здесь пройдут этапы Гран-при "Формулы 1", чемпионат мира по футболу 2018, другие массовые соревнования и зрелищные мероприятия. До 20 % базовых станций может быть демонтировано и перенесено в другие регионы Краснодарского края. Часть мобильных комплексов отправится в филиалы, откуда мы их и получили. 11 мобильных базовых станций, приобретенных для проекта, будут использоваться на территории Краснодарского края.
Но в целом обновленная сеть и построенные объекты "МегаФона" продолжат работать и обеспечивать мобильной связью и Интернетом жителей и гостей региона. Многие разработки, которые обкатаны в Сочи, будут реализованы по всей стране.
- В рамках проекта "Безопасный город" "МегаФон" создал в Сочи систему видеонаблюдения из 1,5 тыс. уличных камер. Кто был заказчиком этой системы? Входила ли она в пакет услуг, которые компания оказала как генеральный телеком-партнер?
- У администрации Сочи были обязательства по оснащению города камерами видеонаблюдения. Изначально у нас была договоренность в рамках муниципально-частного партнерства о том, что "МегаФон" создает необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для этого проекта и размещает камеры на жилых домах, школах, медицинских учреждениях – зданиях, относящихся к муниципальному фонду, а город закупает камеры и вкладывает средства в их обслуживание, в создание ситуационного центра, из которого ведется контроль и наблюдение. Когда мы начали работать, город заявил об отсутствии необходимых средств на этот проект, и условия сотрудничества изменились. Администрация Сочи объявила конкурс на услуги видеонаблюдения. Мы оснастили Сочи 1,5 тыс. камер, создали мониторинговый центр на 40 рабочих мест, систему хранения информации данных, которая будет использоваться и после Олимпийских игр.
Мы выиграли тендер в июле 2013 года, но по закону договор в сфере госзаказа не может подписываться на период более года – тендеры проводятся ежегодно. Надеемся, что наше сотрудничество будет долгосрочным и не потеряет актуальности после Олимпиады.