CNews
22.04.2014

"Лига безопасного интернета" и "Национальное рейтинговое агентство" подготовили рейтинг безопасности поисковиков русскоязычной зоны интернета. Как сообщили CNews в "Лиге безопасного интернета", рейтинг безопасности представляет собой комплексную оценку безопасности для несовершеннолетних результатов выдачи поисковиков. Рейтинг был разработан в соответствии с нормой федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", предусматривающей, в частности, независимый общественный контроль исполнения требований данного закона.

Как рассказали в "Лиге", в основе методики присвоения рейтинга безопасности поисковиков для несовершеннолетних, разработанной при методической поддержке "Национального рейтингового агентства", лежат два компонента анализа. Первый компонент — это материалы проекта независимой автоматизированной оценки качества поисковых машин AnalyzeThis.ru. Проект придуман и реализован в компании "Ашманов и партнеры". В целях присвоения рейтинга были использованы результаты ежедневного мониторинга по таким факторам, как порнография, семейный фильтр, порнореклама (с включенным семейным фильтром), порнореклама (без включенного семейного фильтра).

Второй компонент методики рейтинга — это материалы письменного опроса, проведенного "Лигой безопасного интернета" среди компаний, владеющих поисковиками. Широкий круг вопросов, поставленных перед компаниями, позволял достаточно выявить реальное отношение компаний к проблеме защиты результатов поиска от нежелательного контента.

По состоянию на начало второго квартала 2014 г. "Лига безопасного интернета" присудила: поисковикам компаний "Яндекс" и Google — рейтинг "А", что означает достаточно высокое качество фильтрации результатов поиска, и, как следствие, данные поисковики могут использоваться несовершеннолетними без ограничений; поисковику Mail.Ru Group — рейтинг "ВВ", что означает возможность использования данного поисковика под периодическим контролем со стороны взрослых; поисковикам "Майкрософт Рус" (Bing) и Yahoo — рейтинг "В", что означает возможность использования данного поисковика строго под постоянным контролем со стороны взрослых.

"В целом, мы не удивлены такой расстановке сил. К каждому из поисковиков в свое время у "Лиги" были претензии, касающиеся их работы по обеспечению безопасной для детей выдачи. Во многом наш диалог с поисковиками, начатый в прошлом году, привел к достаточно удовлетворительным, как мы можем судить, результатам. Мы планируем продолжать работу и делать такие замеры безопасности регулярно", — заявил Денис Давыдов, исполнительный директор "Лиги безопасного интернета".

Согласно результатам исследования, поисковик компании "Яндекс" (yandex.ru) показывает наилучшие результаты в части фильтрации опасного контента в результатах поиска. Кроме того, "Яндекс" достаточно открыт, принимает во внимание обращения и жалобы пользователей и стратегически нацелен на регулярную оптимизацию поисковых алгоритмов, отметили в "Лиге".

В свою очередь, поисковик компании Google (google.ru) демонстрирует высокие результаты в части фильтрации опасного контента. Кроме того, компания достаточно открыта и сотрудничает с органами власти в части реализации проекта по размещению для пользователей специальных предупреждений в верхней части поисковой выдачи о том, что запрашиваемый ими контент нарушает законодательство.

Поисковик Mail.Ru Group (mail.ru) показывает в целом хорошие результаты в части фильтрации опасного контента в результатах поиска. Вместе с тем, компания избегает письменного разъяснения своих планов развития поисковых алгоритмов, нацеленных на ограничение противоправного контента, указали в "Лиге безопасного интернета". По мнению представителей "Лиги", этот факт дает основание ожидать в будущем пересмотра текущего значения рейтинга в сторону понижения.

Удовлетворительные результаты в части фильтрации опасного контента демонстрируют поисковики "Майкрософт Рус" (Bing.com) и Yahoo (yahoo.com). Поскольку "Майкрософт Рус" достаточно открыта и стремится к сотрудничеству как с государственными, так и с некоммерческими организациями, а также ведет собственные разработки по фильтрации опасного контента, в будущем возможен пересмотр текущего значения рейтинга в сторону повышения, отметили в "Лиге безопасного интернета".

Напротив, Yahoo не раскрывает своих планов в отношении фильтрации опасного контента, в связи с чем текущее значение рейтинга безопасности, присвоенное поисковику компании, может быть пересмотрено в сторону понижения.