Tele2 рвется вперед
Первая сеть 3G под брендом Tele2 заработает в Петербурге к концу года. К 2018 г. оператор рассчитывает выйти на третье место в России по количеству абонентов и выручке, а в течение пяти-семи лет – довести рыночную долю до 25%.
Об этом вчера рассказал заместитель генерального директора "Tele2 Россия" Джери Калмис на пресс-конференции в Москве. Представитель пресс-службы оператора уточнил журналистам, что сеть в Северной столице была построена "Ростелекомом" и перешла к "Tele2 Россия" в рамках создания совместного предприятия (СП) "T2 РТК Холдинг" (см. новость ComNews от 31 марта 2014 г.). На начало апреля ей пользуется около 50 тыс. абонентов.
Интеграция мобильных активов "Ростелекома" предполагает и замену их брендов на бренд Tele2, которая завершится к III-IV кварталу 2015 г., пояснил Джери Калмис. Однако от бренда "Скайлинк", под которым "Ростелеком" оказывал услуги CDMA, компания пока отказываться не собирается, отмечает источник на рынке.
В рамках расширения до федерального сотового оператора (сейчас компания оказывает услуги в 64 регионах) "Tele2 Россия" по-прежнему будет предлагать низкие тарифы, заметил коммерческий директор оператора Роман Володин. "Мы считаем, что Tele2 не может быть ни чем иным, кроме дискаунтера, - подчеркнул он. – Москва не будет исключением". По его словам, такая политика коснется не только голосовых услуг, но и мобильного Интернета.
В свою очередь Джери Калмис уточнил, что "Tele2 Россия" предстоят "огромные инвестиции" в строительство сетей 2G, 3G и LTE, которые она использует эффективнее, чем "те, кто пришел раньше". Объем инвестиций представители компании называть не стали, при этом Калмис предупредил, что из-за появления множества активов в новых регионах первоначально рентабельность OIBDA снизится.
"Tele2 Россия" принципиально не раскрывает сроков выхода на столичный рынок, а также в другие регионы страны, включая Крым и Севастополь, где компания пока никак не представлена.
Операторы "большой сотовой тройки" не ожидают существенного изменения рынка в связи с появлением четвертого оператора. "ОАО "ВымпелКом" обладает опытом успешной работы на рынках регионов, где уже более трех игроков, - говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева. – Безусловно, мы постоянно анализируем конкурентную ситуацию на рынке, учитывая ее в своих действиях, но при этом главный фокус для нас – это наши клиенты. Мы прикладываем значительные усилия для создания положительного опыта в таких точках, как качество связи, выгодные тарифы и услуги, удобный клиентский сервис, прозрачность списаний, защита от спама".
Появление нового игрока – это не усиление конкуренции, а "то же самое, что есть и сейчас, просто более разрозненно по регионам", - полагает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Олеся Яременко. По ее словам, "МегаФон" и так конкурирует и с "Ростелекомом", и с "Теле2 Россия" на всех рынках, кроме Москвы.
Об этом же говорит и руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. "Объединение активов может привести только к снижению конкуренции, – утверждает он. – Кроме того, в регионах Tele2 и "Ростелекому" будет необходимо объединить сети, а это долгий и сложный процесс".
На взгляд Солодовникова, чтобы полноценно конкурировать с операторами в московском регионе, СП "Tele2 Россия" и "Ростелекома" предстоит построить с нуля не только 4G, но и базовые сети второго и третьего поколений. "Для быстрого развития сетей также необходима слаженная работа команды, а за короткое время сделать команду просто из собранных на рынке профессионалов – крайне сложная задача", - полагает представитель МТС. Не ожидает эта компания и существенного демпинга: СП не может долго работать в убыток для акционеров и демонстрировать отрицательную операционную прибыль из-за того, что выручка не будет покрывать расходов на интерконнект, поясняет Дмитрий Солодовников.
Представитель одного из операторов "большой тройки" высказал сомнения в том, что бывшие "дочки" "Ростелекома", вошедшие в СП, корректно показывают абонентскую базу. "Из обнародованных цифр следует, что в "Ростелекоме" было 15 млн мобильных абонентов. Это явно завышенная цифра для их регионов присутствия", - считает собеседник.
Опрошенные ComNews аналитики, наоборот, ожидают существенного изменения расстановки сил в отрасли. "Я думаю, что запуск "Tele2 Россия" приведет, в первую очередь, к снижению цен на мобильный Интернет, поскольку и Tele2, и "Ростелеком и так в основном являются дискаунтерами в голосовом сегменте, где расширения их присутствия не произойдет", - комментирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В то же время покрытие оператора будет зависеть от нескольких факторов.
"Во-первых, есть лицензионные требования по покрытию регионов сетью LTE, которые должны выполняться. Во-вторых, играет роль фактор спроса, то есть с коммерческой точки зрения интереснее всего было бы начинать с регионов с высокими плотностью и платежеспособностью населения, - подчеркивает Либин. – В-третьих, необходимо принимать во внимание ограниченность ресурсов, что, очевидно, не позволит построить сеть, сравнимую с конкурентами по охвату и качеству, в короткие сроки".
Представитель агентства "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин называет планы "Tele2 Россия" "амбициозными, но вполне выполнимыми". В то же время покрыть все регионы страны компания сможет не раньше 2018 г. "Скорее всего, основные инвестиции придутся на московский регион, который приносит операторам "большой тройки" по 30-40% мобильной выручки", - полагает эксперт.
По его мнению, стратегия "жесткого" дискаунтера совместно с доступом к 3G- и LTE-лицензиям даст свои плоды, и темпы роста абонентской базы у "Tele2 Россия" будут существенно выше рынка, так как более 50% желающих сменить сотового оператора абонентов хотят это сделать ради снижения цен на услуги.
Аналитик Газпромбанка Сергей Васин обращает внимание на то, что для реализации планов "Tele2 Россия" нужно, чтобы обновленная стратегия "ВымпелКома" не дала результатов. "Перед Tele2 задача стоит достаточно сложная: есть достаточно разрозненные активы в 64 регионах, многие из них на начальной стадии развития, - комментирует Васин. - Тем не менее у Tele2 отличный послужной список и хорошая бизнес-модель. Единственное, что может оказаться излишне оптимистичным в планах компании - сроки, из-за организационных задач по созданию СП и переводу в него лицензий "Ростелекома".
На руку оператору играет и внедренный недавно принцип переносимости номера, и развитая наземная инфраструктура магистральных каналов аффилированного с ним "Ростелекома", уверен аналитик Газпромбанка. "Я ожидаю начала более менее серьезного перераспределения долей на рынке в пользу "Tele2 Россия" не ранее второй половины 2015 г., когда компания запустит сети в Москве и остальные регионы наберут обороты. Тем не менее потери других операторов, скорее всего, будут равномерными", - резюмирует Сергей Васин.
-
31.03.2014"Tele2 Россия" прошла полпути