18.02.2014

В ближайшее время интернет-холдинг Mail.ru Group может закрыть сделку по продаже 26,32% компании Compubyte Ltd, владеющей бесплатным хостингом и конструктором сайтов uCoz. По данным "Ъ", uCoz оценивается в $7 млн, то есть за свою долю Mail.ru Group может получить $1,8 млн.

Mail.ru Group, возможно, уже на следующей неделе закроет сделку по продаже 26,32% в Compubyte Ltd, владеющей сервисом uCoz, рассказали "Ъ" два источника, знакомые с ситуацией. Вместе с Mail.ru Group свои доли в зарегистрированной на Британских Виргинских островах Compubyte Ltd продают и сооснователи Андрей Крон (31,58%) и Юрий Евтухов (31,58%). "Всего продается 89,48% компании Compubyte Ltd",— говорит источник "Ъ". По его словам, генеральный директор ООО "Юкоз медиа" Евгений Курт, владеющий 10,52% Compubyte Ltd, не планирует выходить из актива.

Фонд Digital Sky Technologies (DST), на базе российских активов которого была создана Mail.ru Group, вошел в капитал uCoz в 2007 году при оценке всей компании в $10 млн, заплатив за 30% более $3 млн, рассказал источник в uCoz. В какую стоимость оценивается вся компания сейчас, он не прокомментировал, добавив, что выход акционеров обычно проходит по более низкой цене. Другой источник "Ъ" утверждает, что всю Compubyte Ltd, как ожидается, оценят в $7 млн и если сделка состоится, то Mail.ru Group получит $1,8 млн.

Собеседники "Ъ" не раскрывают имен покупателей 89,48% Compubyte Ltd, отмечая, что их может быть несколько и среди них есть частные лица из Украины. Представитель Mail.ru Group отказался комментировать "слухи о незавершенных сделках", добавив, что холдинг уже давно объявил о продаже всех непрофильных активов, доставшихся в наследство от DST. Евгений Курт от комментариев отказался, остальные миноритарии Compubyte Ltd на вопросы "Ъ" не ответили.

uCoz основан в 2006 году как система управления сайтом, позволяющая создать собственную онлайн-страничку, используя готовые шаблоны. В начале 2013 года интернет-поисковик "Яндекс" передал uCoz сервис "Яндекс.народ", обслуживавший более 1 млн бесплатных сайтов,— таким образом, под управлением uCoz находится 2,2 млн сайтов. uCoz стал крупнейшим игроком на российском рынке сервисов для создания сайтов. uCoz зарабатывает на премиальных пользователях, а также на размещении рекламы на бесплатных сайтах. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2012 году ООО "Юкоз медиа" по РСБУ получило выручку в 23,3 млн руб., а чистый убыток — в 6,7 млн руб. Показатели за 2013 год не раскрываются. По данным Alexa.com, сайт uCoz.ru является шестнадцатым по популярности российским сайтом, уступая Twitter.com, но обгоняя Sberbank.ru.

В конце 90-х — начале 2000-х годов большинство конструкторов сайтов использовались физлицами для создания собственного сайта, однако с 2006 года, когда стали активно развиваться социальные сети, этот сегмент рынка стал резко сокращаться, рассказал "Ъ" основатель конструктора сайтов Nethouse Денис Имшенецкий. "Сайты перестали быть нужны частным лицам. Все, ради чего они создавали их раньше,— признание, слава, информирование, внимание — стало доступным с помощью социальных сетей. Конструкторы сайтов сейчас — это в первую очередь инструмент для бизнеса. И именно в таком виде, как механизм для создания и увеличения продаж, они и востребованы",— считает господин Имшенецкий. По его оценке, рынок массового создания сайтов в России составляет 3-3,5 млрд руб. в год.

В 2011 году инвестбанк "Открытие Капитал" оценивал долю Mail.ru Group в uCoz в $1,3 млн, а весь сервис в $4,2 млн. Бывший сотрудник Mail.ru Group, по словам которого интернет-холдинг пытался продать долю в uCoz еще в 2012 году, считает, что оценка uCoz в $7 млн "достаточно высокая". "Если Mail.ru Group удастся продать актив по такой оценке, то это будет успешная сделка",— считает бывший менеджер Mail.ru Group.