12.12.2013

Самый популярный в России сайт о кино "Кинопоиск" обошелся "Яндексу" в $80 млн. Еще в 2009 году стоимость "Кинопоиска" оценивалась максимум в $5 млн, за четыре года она увеличилась в 16 раз.

Сумма сделки между "Яндексом" и акционерами "Кинопоиска" составила $80 млн, следует из документов "Яндекса", опубликованных на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Закрытая в октябре сделка была оплачена наличными и включает в себя $3 млн, которые были положены на эскроу-счет (специальный счет, откуда они будут перечислены бывшим владельцам "Кинопоиска" после выполнения определенных условий, о которых договорились стороны). "Мы ожидаем, что "Кинопоиск" предоставит компании дополнительные возможности для размещения рекламы наших клиентов",— говорится в документах на сайте SEC. Представитель "Яндекса" Ася Мелкумова подтвердила "Ъ" сумму сделки, воздержавшись от дальнейших комментариев.

Опираясь на базу данных "Кинопоиска" и свои поисковые технологии, "Яндекс" будет развивать рекомендательные сервисы, учитывающие персональные интересы пользователей, кроме того, новый контент будет применяться в поиске для ответов на вопросы о кино — так в середине октября объясняли логику приобретения в "Яндексе". Еще одним направлением может стать создание агрегатора контента онлайн-кинотеатров, рассказывал "Ъ" собеседник на интернет-рынке. О такой идее в августе на пресс-конференции, посвященной антипиратскому законодательству, рассказывала сооснователь "Яндекса" Елена Колмановская.

Выручка ООО "Кинопоиск" по РСБУ в 2012 году, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", составила 188 млн руб. (около $6,1 млн), чистая прибыль — 72,3 млн руб. ($2,3 млн). По оценкам TNS, месячная аудитория ресурса в октябре составила 15,263 млн пользователей, при этом comScore Media Metrix ежемесячную аудиторию "Кинопоиска" оценивает в 18,6 млн человек. Согласно подсчетам TNS, месячная аудитория "Яндекса" со всеми проектами (второе место после Mail.Ru) в октябре — 58,95 млн человек.

Владельцами "Кинопоиска" до сделки с "Яндексом" были французская Allocine Group (40%), развивающая такие же сервисы, как и у российской компании, и сооснователи Дмитрий Суханов (30%) и Виталий Таций (30%). По данным "Ъ", на "Кинопоиск" претендовал не только "Яндекс", к сервису в том числе присматривались структуры АФК "Система" и фонд Russia Partners. AlloCine приобрела 40% ООО "Кинопоиск" в октябре 2009 года у DST Юрия Мильнера и Григория Фингера. На тот момент весь "Кинопоиск" мог стоить $3-5 млн, оценивали тогда собеседники "Ъ" на интернет-рынке. Сама DST двумя годами ранее приобрела эту долю за $1,2 млн. Получается, что с момента сделки с DST стоимость "Кинопоиска" увеличилась в 16 раз (до $80 млн).

Интернет становится самым важным медиа как в плане доступа к аудитории, так и в смысле потенциала развития, рассуждает основатель и гендиректор видеопортала Tvigle.ru Егор Яковлев. По его мнению, в российском интернете за ресурсы платят уже не только на основе показателей вроде EBITDA, но и за потенциал в перспективе трех—пяти лет.

"$80 млн — это близко к нашей оценке ($70 млн),— говорит аналитик Sberbank Investment Research Анна Лепетухина.— По нашим подсчетам, P/Е (отношение стоимости компании к чистой прибыли.— "Ъ") "Кинопоиска" составляет 30, а чистая прибыль "Кинопоиска" вырастет на 30% в течение 2012-2015 годов. Выручка "Кинопоиска" в 2012 году увеличилась на 54%, компания высокомаржинальная". По мнению госпожи Лепетухиной, необходимо также учитывать синергию между "Яндексом" и "Кинопоиском": это комплементарный бизнес, который усиливает позиции "Яндекса" в кинематографическом поиске и размещении рекламы. "А поскольку они друг друга дополняют, стоимость того же "Кинопоиска" может в будущем вырасти",— заключает она.