"Большой четверке" предлагают расписаться. Сергей Адоньев и Альберт Авдолян зовут операторов в новый бизнес
Создатели первого в России LTE-оператора "Скартел" Сергей Адоньев и Альберт Авдолян затеяли новый телекоммуникационный проект. Как стало известно "Ъ", связанная с ними компания "Центр идентификации" намерена стать национальным оператором по массовому внедрению в России мобильной подписи, позволяющей абонентам в том числе осуществлять покупки и пользоваться госуслугами с помощью смартфонов. Предложение стать совладельцами "Центра идентификации" в равных долях уже получили МТС, "МегаФон", "Вымпелком" и "Ростелеком". По точно такой же схеме бизнесмены пытались привлечь "большую четверку" в "Скартел", однако проект так и не был реализован.
Предложение "большой четверке" содержится в письме гендиректора ООО "Центр идентификации" Владимира Завиткова от 16 октября (имеется в распоряжении "Ъ"). Речь идет о создании в партнерстве с участниками рынка национального оператора проекта на базе "Центра идентификации". Автор отмечает, что его компания является правообладателем единого технического решения (ЕТР Signum), "обеспечивающего возможность формирования усиленной квалификационной электронной подписи (УКЭП) на SIM-карте" (о ее функционале см. справку "Ъ"). Внедрение этой технологии позволит абонентам сотовых операторов использовать свои мобильные телефоны для идентификации в различных сервисах — например, для оплаты покупок и возможности пользоваться госуслугами.
Каждый из участников получит по 25% долей ООО "Центр идентификации", выкупив их "условно бесплатно" за 1 тыс. руб. ("золотая акция" будет передана в собственность государства). При этом нынешние акционеры "Центра идентификации" получат от каждого участника проекта опцион на обратный выкуп 5% долей по цене 1 тыс. руб., который может быть реализован не ранее чем через год.
О новом проекте с участием "Центра идентификации" источники "Ъ" рассказывали еще летом. Эта идея была высказана Владимиром Завитковым на заседании президентского совета по модернизации. Уже тогда собеседники "Ъ" удивлялись, как неизвестный до этого на телекоммуникационном рынке проект оказался вынесен для презентации на столь высоком уровне.
"Ъ" выяснил, кто стоит за этим проектом. Согласно "СПАРК-Интерфаксу", созданное в Санкт-Петербурге в 2011 году ООО "Центр идентификации" на 100% принадлежит кипрской Seconca Holdings Ltd, владельцами которой, по данным кипрского реестра, являются Wooden Fish Agency Ltd (99%) и Rawllin International Inc. (1%). Наблюдательный совет Wooden Fish Agency возглавляет Альберт Авдолян, совладелец фонда Telconet, а сама кипрская компания представляет интересы фонда в России. До лета 2012 года Telconet был крупнейшим акционером компании "Скартел" (владеет сетями LTE более чем в 100 городах). После объединения активов "Скартела" с "МегаФоном" фонд получил 13,5% в холдинге Garsdale, которые в начале октября продал самому сотовому оператору за $1,3 млрд без учета долга.
Сергей Адоньев подтвердил "Ъ", что имеет отношение к проекту "Центр идентификации", но не стал обсуждать детали. Связаться с господином Авдоляном не удалось.
Сценарий, аналогичный нынешней попытке привлечь мобильных операторов в "Центр идентификации", акционеры Telconet пытались реализовать в 2011 году. Тогда в присутствии Владимира Путина "большая четверка" подписала соглашение о покупке в будущем по 20% акций "Скартела". Однако проект так и не был реализован.
В новом проекте бывших акционеров "Скартела" операторам мобильной связи предлагается заплатить по €200 тыс. за доступ к инфраструктуре ЕТР Signum. Они должны будут заключить с "Центром идентификации" лицензионный договор по модели "одна лицензия — одна SIM-карта". При этом каждый из них должен будет гарантированно распространять ежегодно не менее 2 млн SIM-карт с УКЭП и усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), а также оснастить за свой счет точки их распространения "оборудованием, позволяющим обеспечить строгую идентификацию личности гражданина". Кроме того, предполагается, что каждый участник проекта выделит в 2014 году не менее 10 млн руб. на его рекламу и еще ежегодно будет оплачивать услуги по технической поддержке ЕТР Signum в размере €100 тыс.
И наконец, господин Завитков рассчитывает, что его компания будет ежегодно получать 40% выручки сотовых операторов от использования ЕТР Signum в качестве лицензионных платежей.
Разработчиком криптографических приложений SIM-карт является ЗАО "Аладдин-РД", а поставщиком базовой платформы SIM-карт особой модификации "Криптография для России" — голландская Gemalto. SIM-карты такой модификации (с поддержкой российской криптографии) будут поставляться исключительно в рамках ЕТР Signum, уточняет Владимир Завитков. При этом он подчеркивает, что операторы смогут закупать "любые SIM-карты любых поставщиков, которые будут отвечать определенным ЕТР Signum техническим требованиям". Решение УКЭП находится в процессе сертификации ФСБ, пишет господин Завитков. Но проект, по его мнению, уже можно запускать: "с точки зрения действующего законодательства ЕТР Signum позволяет формировать на SIM-карте оператора мобильной связи УНЭП".
В МТС, "Вымпелкоме" и "Ростелекоме" подтвердили, что получили предложение от "Центра идентификации", оно находится в стадии рассмотрения, говорят операторы. В "МегаФоне" не ответили на запрос "Ъ". "Частным клиентам наличие усиленной квалифицированной электронной подписи дает в будущем возможность дистанционно подавать налоговые декларации в электронном виде; оформлять банковские кредиты и депозиты; приобретать товары и услуги в кредит через интернет-магазины; заключать трудовые договора; оформлять страховые полисы",— перечисляет руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. При этом сама МТС развивает похожий проект: компания предлагает услуги электронного документооборота, в том числе электронную цифровую подпись, корпоративным клиентам, а также ведет работу по массовому запуску SIM-карт с поддержкой электронной подписи для физических лиц. На услугах системы электронного документооборота до 2016 года МТС намерена заработать порядка 2 млрд руб.
По оценке партнера ACM-Consulting Антона Погребинского, российские сотовые операторы в год продают более 100 млн SIM-карт. Абонентская база при этом растет незначительно из-за высокого churn-rate (коэффициент оттока абонентов). Так, по итогам второго квартала этого года, по данным ACM-Consulting, рост составил 3,7 млн абонентов.