РБК забудет про развлечения. Холдинг намерен избавиться от части интернет-активов
Медиахолдинг РБК готов в ближайшие полтора года продать все свои развлекательные интернет-ресурсы, рассчитывая выручить за них до $70 млн. Ориентированные на массовую аудиторию сайты холдинга сейчас лишь генерируют трафик для деловых проектов и, не являясь лидерами в своем сегменте, приносят РБК одни убытки.
О том, что в течение полутора лет РБК собирается продать свои неделовые интернет-активы, сообщил в пятницу ИТАР-ТАСС гендиректор компании "Медиа Мир" (управляет развлекательными ресурсами РБК) Павел Рогожин. Речь идет о портале Qip.ru, сервисе обмена мгновенными сообщениями QIP, видеохостинге Smotri.com, сайте Relax.ru, детской соцсети Tvidi.ru и сайте знакомств Loveplanet.ru. Господин Рогожин утверждает, что решение вывести эти ресурсы "за рамки холдинга" было принято еще год назад. Источник "Ъ" в совете директоров РБК подтверждает, что холдинг рассматривает возможность продажи неделовых интернет-ресурсов, но на совет директоров этот вопрос еще не выносился. В пресс-службе РБК от комментариев отказались.
В целом ежемесячная аудитория всех интернет-проектов РБК, по данным TNS Russia на июль, превышает 23 млн россиян 12-64 лет. Из развлекательных ресурсов самыми популярными являются Qip.ru с 6,9 млн пользователей, Smotri.com — с 3,6 млн и Loveplanet.ru — с 1,6 млн. Аудитория же информационного портала Rbc.ru, флагманского проекта холдинга, достигает 11,8 млн человек. При этом направление "Массовый интернет" не приносит холдингу прибыли: по итогам 2012 года чистый убыток РБК в этом сегменте составил 66 млн руб. при выручке 489 млн руб. Для сравнения: в "Деловом интернете" РБК зафиксировал 518 млн руб. чистой прибыли при 2,2 млрд руб. доходов. Господин Рогожин уточнил "Ъ", что перед ним изначально была поставлена задача перезапустить развлекательные интернет-проекты, вывести их на операционную рентабельность и подготовить к продаже.
Продажа "не стопроцентный сценарий", оговаривается гендиректор "Медиа Мира". Не исключено привлечение стратегов, которые помогут вывести активы, имеющие потенциал роста, на следующую ступень. По всей группе неделовых интернет-активов переговоры ведутся с декабря, среди претендентов, по словам господина Рогожина, "и венчурные фонды, и стратеги, и фонды private equity, и группа заинтересованных частных лиц": В августе стало известно о переговорах по Tvidi.ru (51% — у РБК, 49% — у израильской TweeGee) с итальянской RCS MediaGroup, издателем Corriere della Sera и испанской El Mundo.
В целом на сделках с развлекательными интернет-ресурсами РБК может выручить, по мнению Павла Рогожина, $50-70 млн (1,662-2,327 млрд руб. по текущему курсу). Ни один из продаваемых ресурсов не является лидером своего сегмента, и сделки наверняка будут проходить с существенным дисконтом, полагает инвестиционный директор iTech Capital Николай Давыдов. Наиболее интересным активом он считает Smotri.com, который мог бы заинтересовать операторов связи. Председатель правления инвесткомпании "Финам" Владислав Кочетков констатирует, что в рамках РБК развлекательные активы больше выполняют функцию генератора трафика: с одной стороны, они обеспечивают аудиторией деловые ресурсы холдинга, с другой — размывают ее и снижают ее ценность. "В условиях, когда холдинг имеет существенную долговую нагрузку (7,7 млрд руб. кредитов и займов на 30 июня.— "Ъ"), логично сделать ставку на тех направлениях, где РБК занимает лидирующие позиции и потенциально может получать наибольший доход,— на деловые медиа и хостинг",— рассуждает господин Кочетков.
Уже несколько лет РБК пытается продать ИД "Салон-Пресс", выпускающий журналы "Идеи вашего дома" и Salon Interior. Подразделение с 89 млн руб. чистой прибыли по итогам 2012 года при выручке 548 млн руб. сам холдинг оценивает примерно в $30 млн (более 995 млн руб.), что, по мнению интересовавшихся активом конкурирующих ИД, неоправданно дорого.
В пятницу акции РБК на Московской бирже подешевели на 1,75%, до 7464 руб. за бумагу, капитализация холдинга составила 2,729 млрд руб.