Мессенджеры закусят SMS-ками
Сервисы мобильных мгновенных сообщений (MIM – Mobile Instant Messaging) отнимают доходы операторов от SMS, считают эксперты. Потери сотовых компаний от МIM в мире по разным подсчетам составляют до $1,3 млрд в год.
Об этом говорится в исследовании компании J'son & Partners. MIM - сервис передачи сообщений, который позволяет принимать и передавать текстовые сообщения на мобильных устройствах в реальном времени. В качестве коммуникационного канала используется мобильный доступ в Интернет (3G, 4G, Wi-Fi).
По оценкам экспертов, доход от MIM по всему миру составил в 2011 г. $5,9 млрд, или около 4% доходов от всех типов мобильных сообщений (SMS, MMS, E-mail, IM), а мировой трафик MIM (операторов и OTT-провайдеров) – 1,6 трлн сообщений, что соответствует 17% всех мобильных сообщений в год.
Количество сообщений MIM в 2012 г. оценивается в 2,2 трлн, или 20% всех мобильных сообщений. Так, в 2012 г. 425 млн из 920 млн пользователей Facebook получали доступ к Сети через мобильный телефон и могли пользоваться Facebook Messenger.
Количество пользователей мобильного приложения WhatsApp по состоянию на начало 2013 г. варьировалось в пределах 200-300 млн, ежедневный трафик в августе 2012 г. составлял около 6 млрд сообщений. А сервис Viber имел 160 млн пользователей по состоянию на начало 2013 г., пишут авторы исследования.
Уровень использования мобильных систем мгновенного обмена сообщениями в Европе довольно высок. В США, как отмечают аналитики, в 2009-2011 гг. на рынке отмечалось снижение темпов роста SMS-трафика по причине использования альтернативных сервисов передачи сообщений, таких как MIM.
"В России влияние альтернативных мобильных сервисов мгновенной передачи сообщений пока не так велико, как в развитых странах, во многом по причине относительно невысокого уровня проникновения смартфонов - 37% на начало 2013 г. - и слабого развития сетей 4G", - уверены представители J'Son & Partners.
Впрочем, согласно прогнозу Informa Telecoms & Media, SMS будет оставаться лидирующей технологией передачи мобильных сообщений как минимум до 2015 г.
"Доходы от SMS в мире будут расти, однако доля этого сервиса в структуре доходов от всех типов мобильных сообщений сохранит тенденцию снижения: с 80% в 2010 г. до 68% в 2015 г.", - подсчитали аналитики Informa Telecoms & Media. Они прогнозируют снижение доли SMS-трафика в общем мировом трафике мобильных сообщений с 66% в 2011 г. до 45% в 2016 г.
Основой этой тенденции, по мнению исследователей, является как раз возможность замещения SMS такими приложениями IM, как WhatsApp и Viber, предоставляемых через интернет-канал без участия оператора.
"Как следствие, возрастает риск потери доходов сотовых операторов, - резюмируют эксперты J'son & Partners. - Потери за 2011 г. для операторов можно оценить в размере $13,9 млрд".
Пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ирина Агаркова говорит, что пока развитие онлайн-мессенджеров существенно не отражается на спросе на SMS в России. "Доходы МТС от передачи сообщений в I квартале 2013 г. выросли на 14% по сравнению с доходами I квартала 2012 г.", - говорит она.
Однако представители оператора согласны с тем, что с ростом популярности смартфонов и мобильной передачи данных, ОТТ-сервисы могут составить значительную долю интернет-трафика в операторских сетях.
"Для того чтобы это не отразилось на качестве связи для всех абонентов, очень важно разработать экономические стимулы для владельцев таких сервисов, - сообщила Ирина Агаркова. - У МТС уже есть опыт сотрудничества в этой сфере: в рамках соглашения с Google доходы от сервисов, предустановленных в мобильные телефоны МТС, распределяются между МТС и Google. Мы намерены развивать такое сотрудничество в дальнейшем".
"ВымпелКом" пока не видит серьезной конкуренции со стороны VoIP-сервисов и мессенджеров на мобильной сети. "Их проникновение еще невелико, но, безусловно, мы будем учитывать опыт западных операторов в разработке дополнительных маркетинговых инициатив для абонентов", - пояснила в беседе с ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.
По оценкам специалистов "МегаФона", число отправленных сообщений, как и число активных пользователей SMS, постепенно увеличивается. "Например, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. число отправленных SMS увеличилось почти на 12%, - отмечает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. - По этим цифрам видно, что активного роста SMS-трафика нет, но наблюдается устойчивая положительная тенденция".