Сжатая конверсия
Если операторы связи, выигравшие право строить сети LTE в диапазоне 791-862 МГц, не договорятся с Минобороны о конверсии частот, освоение спектра может затянуться на 13 лет, в нарушение лицензий.
Об этом журналистам заявила вчера исполнительный директор Союза LTE Гульнара Хасьянова. По ее словам, конверсия подразумевает "возможность использования этого диапазона, несмотря на те проблемы, которые в нем есть". При этом существует три способа конверсии: электромагнитная совместимость, дооборудование существующих средств либо на стороне военных, либо на стороне операторов связи, чтобы можно было сосуществовать в одном диапазоне, и перевод действующих РЭС в другие диапазоны частот.
"Лицензии у нас выдаются на 10 лет, лицензионные обязательства предполагают строительство сетей LTE во всех регионах в течение семи лет, - пояснила Хасьянова. - Третий вариант, по оценкам Минобороны, потребует от 10 до 13 лет, что явно не совпадает с лицензионными условиями (операторы должны завершить строительство сетей LTE до 2019 г. включительно. - Прим. ComNews)". На ее взгляд, первый и второй способы конверсии можно провести в течение двух лет.
По словам представителя ОАО "МТС" Олега Алексеева, компания пытается сейчас наладить взаимодействие с военными по обеспечению электромагнитной совместимости. "Если это ни к чему не приведет, будем производить конверсию оборудования", - приводит его реплику "ТАСС-Телеком".
В то же время представитель ОАО "Основа Телеком" Олег Рудой выразил мнение, что в будущем все заключения об электромагнитной совместимости должны выдаваться до решения Госкомиссии по радиочастотам. При этом члены комиссии, по его убеждению, должны нести ответственность за выполнение принятых ею решений.
Оператор в настоящее время строит высокоскоростную сеть передачи данных LTE более чем в 40 городах России. В некоторых из них сеть компании готова была принять первых абонентов до конца мая, но не получила финальных разрешительных документов от Роскомнадзора. В компании заявили, что Минобороны РФ отозвало ранее выданные положительные заключения по экспертизе на электромагнитную совместимость, хотя ранее ГКРЧ приняла решение о выделении соответствующих частот "Основе Телеком".
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров призвал операторов к большей кооперации и пояснил, что в рамках строительства LTE они вынуждены будут прибегнуть к совместному использованию спектра – выделенная им полоса уже, чем та, что полагается по международным регламентам.
"Хотелось бы, чтобы частотное регулирование коррелировалось с понятием рыночной экономики и рыночного регулирования, - заметила Гульнара Хасьянова. - Можно по одному мегагерцу раздать всем участникам рынка, а дальше ждать, пока рынок консолидируется и компании, получившие частоты, перепродадут их крупным игрокам". Она пояснила, что российская экономика связи сильно отличается от экономики связи в других странах из-за больших расстояний и низкой плотности населения в ряде регионов, и это необходимо учитывать при частотном регулировании.
Исполнительный директор Союза LTE считает конверсию "нетривиальной технической задачей". "Цена вопроса зависит от загруженности полосы и количества РЭС военного и специального назначения в каждой конкретной полосе", - уточнила она порталу ComNews. По информации Хасьяновой, сейчас рабочая группа союза совместно с Минобороны работает над тем, чтобы "определить фронт работ и сформировать план".
Источник на рынке связи, близкий к НИИ Радио, отметил в беседе с репортером ComNews, что возможность применения первых двух способов, упомянутых Хасьяновой, ограничена. "Это зависит не от договоренностей операторов с военными, а от фундаментальных принципов радиосвязи. Две активные службы не могут обслуживать один и тот же район в одной и той же полосе частот", - считает он. По его словам, компании могут формально закрыть лицензию и за счет диапазона 2,5–2,69 ГГц, однако экономическая целесообразность такого варианта – вопрос открытый и больше относится к специфике лицензионных требований.
Также собеседник ComNews согласен с тем, что полный перевод военных средств из диапазона 800 МГц выходит за рамки сроков, установленных в лицензионных требованиях. По его мнению, минимальный срок перевода может быть и меньше 10 лет, но незначительно, а максимальный ограничен только временем службы военного оборудования.
Представитель пресс-службы ОАО "Ростелеком" полагает, что полная конверсия и расчистка частот с выводом из эксплуатации и полной заменой правительственных средств связи может занять более 10 лет и стоить очень дорого. Кроме того, методики и опыта реализации столь масштабного проекта нет.
"Более реальным выглядит применение технических решений, допускающих совместную работу оборудования сетей LTE и правительственных средств связи", - пояснил он. По его словам, сейчас Союз LTE координирует проведение исследования электромагнитной совместимости сетей 4G с радиоэлектронными средствами правительственного применения. По итогам этого исследования станет понятен объем необходимых работ по обеспечению совместимости, в том числе и затраты.
"Рассчитываем, что такой подход сможет решить частотную проблему в более короткие сроки, чем полная конверсия", - резюмировал сотрудник "Ростелекома".