22.05.2013

Сегодня ИТ-рынок в РФ живет за счет так называемого box-moving — продажи коробок с железом и ПО. Но ситуация медленно меняется — интеллектуальные продукты в ИТ становятся все более востребованными. Согласно предварительным итогам компании IDC, рост рынка соответствующих услуг в 2012 году хотя и замедлился, но все равно составил лишь чуть менее 20%.

Завышенные ожидания

В докризисном 2007 году компания IDC прогнозировала рынку объем в 2013 году на уровне $4,73 млрд. Эта цифра была преодолена гораздо быстрее, несмотря на кризис. В 2011 году IDC оценила рынок ИТ-услуг в $5,6 млрд, а рост за год — в 27%. Немногие сегменты ИТ-рынка могут порадовать такими показателями. Александр Прохоров, аналитик IDC, рассказывает, что сейчас компания еще не закончила исследование итогов прошлого года, но предварительные цифры уже можно обнародовать: "В 2012 году мы видим явное замедление роста этого рынка — он составил менее 20%, что связано с ухудшением общей экономической ситуации, отсутствием прежнего роста цен на нефть, снижением роста ВВП, сокращением производства, более осторожными расходами на ИТ-услуги и ИТ в целом". На мероприятии IT-Summit 2013, прошедшем в апреле в Киеве, Роберт Фариш, глава российского офиса IDC, в своей презентации сообщил, что в 2012 году, по предварительным оценкам, рынок ИТ-услуг в России достиг примерно $6,5 млрд.

Господин Прохоров огласил следующие данные: крупнейшим потребителем ИТ-услуг в 2012 году оставался финансовый сектор, которому немного уступал сектор госкомпаний. По словам аналитика, структура рынка ИТ-услуг существенно не поменялась. Рост доли аутсорсинга идет очень незначительными темпами. Многие крупные российские компании предпочитают иметь инсорсинговые структуры. Эту тенденцию подтверждает и один из крупнейших потребителей ИТ-услуг на российском рынке — компания "Сбербанк", у которой помимо созданной недавно компании "Сбербанк-Технологии" появилась новая — "Сбербанк-Сервис".

Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний "АйТи", добавляет: "Несмотря на то что, по оценкам ведущих международных аналитических агентств, 2012 год стал одним из самых сложных (исключая кризисный 2009-й) для российского ИТ-рынка — ведь темпы роста составили, по разным оценкам, всего 5-7%, рынок ИТ-услуг, по общему мнению его участников, показывал весьма неплохую динамику — на уровне 12-15%". Представитель "АйТи" ожидает, что в нынешнем году темпы роста сегмента не снизятся.

Господин Прохоров отмечает, что высокие темпы роста (более 100%) показала компания NVision, что отчасти связано с тем, что интегратор получил в 2012 году активы, входящие в группу "Ситроникс" — "Ситроникс Информационные технологии" и "Ситроникс Телекоммуникационные решения". Выше рынка, по словам господина Прохорова, росла компания "Ланит", которая выполнила в 2012 году целый ряд крупных госпроектов, включая заказы на разработку порталов госзакупок.

Владимир Грибов, исполнительный директор ЗАО "Ланит", сообщает, что для компании движущей силой роста в прошлом году стал ИТ-аутсорсинг. По его словам, за год объем договоров с "Ланитом" на эти услуги увеличился на 30-40%.

Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS, говорит, что на российский рынок ИТ-услуг, так же, как и на рынок ИТ в целом, влияла стагнация в экономике. "В прошлом году инвестиции в развитие бизнеса сокращались, в результате и затраты на ИТ-услуги если и не сократились, то росли гораздо медленнее, чем в прошлые годы",— отмечает господин Мацоцкий. Он приводит и второй фактор, влияющий на структуру всего ИТ-рынка,— глобальные изменения, которые происходят сейчас в связи с распространением новых моделей создания и потребления информации. Это все, что связано с распространением мобильных устройств, высокоскоростной и мобильной связи, облачных технологий, аналитики "больших данных".

Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК, среди основных трендов отмечает конвергенцию рынков. "Например, объединение финансовых и телекоммуникационных компаний — Связной-банк, МТС-банк и т. д. Необходимость объединения разных информационных систем, клиентских баз провоцирует рост консалтинговых проектов в направлении Big Data,— комментирует господин Бобровников.— Интерес банков к решениям по управлению рисками вызван международными требованиями по измерению кредитных и операционных рисков.

Объекты внимания

Вадим Пестун, руководитель практики технологического консалтинга компании Accenture, считает обстановку на рынке ИТ-услуг благоприятной: "Бизнес и IT начинают хорошо друг друга понимать, происходит консолидация на уровне технологий, бизнеса и на уровне организаций, то есть происходит формирование технологической зрелости рынка. Большой плюс в том, что все становится проще: нет нарезки на небольшие сервисы — поставку железа, софта, консультирование. Компании все IT-продукты начинают потреблять как один полноценный сервис. Отсюда появление конвергентных сервисов, когда в одну услугу заключено несколько — начиная от трансформации бизнеса, организации сервисного центра по обслуживанию группы компаний и заканчивая поставкой рабочих мест. Внутрь рынка начинают проникать бизнес-услуги. За счет этого меняется сам IT-рынок — и качественно, и количественно".

По словам господина Бобровникова, самым быстрорастущим сегментом ИТ-услуг, кроме системной интеграции, остаются облачные технологии. За 2012 год этот рынок увеличился приблизительно в 1,5 раза, и рост продолжится при условии, что будут появляться новые приложения. "Мы планируем, что в этом году наша выручка в этом сегменте составит $2 млн (против $400 тыс. в 2012 году),— рассказывает господин Бобровников.— Скорее всего, в ближайший год-два наибольший интерес заказчики проявят к решениям IaaS (инфраструктура как сервис) и SaaS (программное обеспечение как сервис). Увеличится спрос и на решения PaaS (платформа как услуга) и BPaaS (бизнес-процессы как услуга), которые пока развиваются только на зарубежных рынках.

По словам Сергея Мацоцкого, крупнейшим сегментом ИТ-услуг для IBS остается внедрение бизнес-приложений. "Здесь мы в полной мере видим ту тенденцию, о которой я говорил,— время больших проектов прошло,— добавляет он.— Сегодня заказчику не нужна сверхгибкая и высокопараметрическая система, автоматизирующая все и для всех. Заказчик приходит к консультанту с конкретной задачей и ждет от него конкретное решение, проверенное опытом предыдущих внедрений".

Снижение содержания железа

Практически все интеграторы рынка ИТ уже несколько лет говорят о стремлении увеличить долю услуг в своем доходе. По словам Сергея Корнеева, председателя консультативного совета ГК "Техносерв", направление ИТ-услуг в его компании растет более чем на 60% уже второй год подряд. При этом основным сегментом ИТ-услуг сегодня представитель "Техносерва" считает комплексные проекты, где услуги включаются в интеграционные работы в целом (около 30% рынка ИТ-услуг). Услуги по установке и поддержке на втором месте (18-20% рынка ИТ-услуг), затем идет аутсорсинг и консалтинг. Господин Корнеев предполагает, что доля аутсорсинга постепенно будет расти.

Представитель "Техносерва" объясняет, почему ИТ-услуги так важны сегодня: "Для того чтобы показывать стабильный рост на тех оборотах, которые есть у компании (более 43 млрд руб. при росте 6,9% в год), нужно заниматься не столько железом, сколько комплексными инфраструктурными проектами, критически важными бизнес-приложениями, в том числе программами класса OSS/BSS. Это позволяет нам поддерживать с заказчиками долгосрочные отношения, в основе которых не бокс-мувинг, а инжиниринг. Это и называется стабильностью. Если же компания занимается только поставкой железа, то ее очень просто заменить. Здесь не требуются компетенции — просто хорошо отлаженная логистическая цепочка, хорошие отношения и статус у вендора. А значит, компания становится заложником тендеров с игрой на понижение. Кроме того, надо отметить, что, например, многие крупные телекоммуникационные компании давно покупают железо напрямую у вендора".

Его поддерживает господин Яппаров: "Ключевые мировые производители ПО и железа перестраивают свои стратегии на увеличение доли прямых сервисных контрактов по предоставлению услуг заказчикам, что существенно уменьшает роль партнеров. С учетом этих обстоятельств российским системным интеграторам приходится выстраивать новую стратегию развития собственных сервисов. Да, мировые поставщики начинают активно расширять именно сервисные направления своего бизнеса. Однако часть сервисов они все равно не смогут оказывать эффективно. В том числе сервисы сложные, прикладные. Все, что не может быть поставлено на конвейер производителями,— шанс для интеграторов, для локальных сервис-провайдеров".

Ситуация на рынке сейчас такова, что ни один поставщик оборудования сейчас не выживет без предоставления определенных допсервисов и end-to-end решений, рассуждают эксперты. Все понимают, что функция IT поддерживающая и есть бизнес, который требует определенных услуг. Предлагать автоматизировать какой-то один кусок неэффективно, так как потребность компаний лежит в плоскости автоматизации нескольких связанных процессов, которые базируются на IT-компонентах. В данный момент зрелость бизнеса достигла такого уровня развития, что от поставщиков требуется совершенно иной уровень сервиса и обслуживания. Поставщикам, чтобы реализовывать консолидированные сервисы, нужно собирать их из большого количества компаний. В этой связи, по мнению господина Пестуна, рынок сильно консолидируется. Компании образуют альянсы или наращивают компетенции, чтобы закрыть полный спектр услуг, начиная бизнес-консалтингом и заканчивая поставкой железа, софта и их обслуживанием.

Сергей Шилов, управляющий партнер компании AT Consulting, полагает, что предоставление ИТ-услуг кардинально отличается от перепродажи аппаратных средств. "Оба вида бизнеса требуют различных наборов навыков и методов мотивации. Удачное совмещение этих двух видов бизнеса — явление редкое. В то же время железный бизнес остается достаточно крупным, его оборот в несколько раз больше, чем рынок ИТ-услуг. У него есть свои недостатки — прежде всего низкая капитализация, но будущее у компаний, работающих в этом сегменте, безусловно, есть. Хотя маржинальность этого бизнеса постоянно падает, так что компаниям придется повышать свою эффективность",— отмечает он.

В стремлении закрепиться на рынке ИТ-услуг компаниям мешает дефицит кадров. Именно этот тренд среди первых из тех, что влияли на рынок в прошлом году, называет Владимир Грибов.

Важность направления интеллектуальных услуг для игроков ИТ-рынка несомненна. Очевидно, что в бизнесе ИТ-услуг самый главный актив — специалисты, которые и без этого крайне важны для компаний ИТ-рынка. В связи с этим можно ожидать еще большего обострения борьбы за кадры на ИТ-рынке, сопровождающейся ростом зарплат.