26.11.2012

Российская компания начинает мировую экспансию с отказа от американского поисковика.

Контракт компании Mail.ru Group c американской компанией Google на оказание поисковых услуг заканчивается в феврале 2013 года, и продлевать его российская компания больше не будет. Об этом "Известиям" сообщил источник в компании Mail.ru Group.

В пресс-службе Mail.ru Group не стали комментировать эту информацию.
Поисковая система Mail.ru начала разрабатываться в 2004 году бывшим руководителем поисковой системы aport.ru Михаилом Костиным. В 2007 году поисковик явился пользователям под именем GoGo и дублировался на главной странице Mail.ru.

Все это время запросы, которые вводятся на главной странице портала Mail.ru, выполнял какой-либо лицензированный поисковый движок: сначала — Google, затем — "Яндекс". В 2009 году контракт с "Яндексом" закончился, и продлевать его компания не стала. С 1 января 2010 года Mail.ru Group стала вести переговоры с Google. Более чем полгода они не могли сойтись в условиях договора. Все это время Mail.ru работала на собственных поисковых технологиях, которые периодически давали сбои. В августе контракт Google был подписан.

Условия договора неизвестны до сих пор, однако работа поисковиков распределилась: 40% запросов обрабатывает поисковик Mail.ru, 60% — Google. При этом Mail.ru работала в основном с запросами по Рунету, американский же поисковик срабатывал во время глобальных запросов. Кроме того, согласно договору, вся контекстная реклама принадлежит Google. По оценке аналитика Finam Global, цена контракта между компаниями может достигать $20 млн.

Отказ Mail.ru от поисковой системы эксперты связывают с тем, что компания начинает международную экспансию, для этого она приобрела домен my.com, стоимость которого, по неофициальным данным, превышает $5 млн. По словам аналитика ИК "Финам" Леонида Делицына, контекстная и таргетная реклама делают большой процент выручки российским поисковым компаниям: если у "Яндекса" это 70%, то у Mail.ru — 10%.

В апреле 2011 года на работу в Mail.ru Group перешла часть команды вместе с основателем российского сервиса контекстной рекламы по ключевым словам портала "Бегун" Алексеем Басовым. Он начал заниматься созданием таргетной рекламы в Mail.ru. И вот сейчас, отказавшись от Google, российской компании нужно будет делать свой сервис контекстной рекламы. Им-то и должен будет заняться Басов со своей командой.

С другой стороны, представители Mail.ru Group на своей конференции Update рассказывали о том, что их поиск по уровню так же хорош, как и поисковики Google и "Яндекс". Возможный отказ от работы с Google выглядит логичным шагом. Тем не менее эксперты настроены более пессимистично и уверены, что Mail.ru ведет активные действия для дополнительной аргументации в переговорах с крупными поисковиками.

— Mail.ru периодически, с частотой раз в два года, переключается с поисковика на поисковик, — рассуждает советник президента Фонда "Сколково" Александр Туркот. — Поскольку Mail.ru имеет большой поисковый трафик, то это серьезный аргумент в споре при выторговывании себе лучших условий в отношениях с поисковиками.

— Для Mail.ru это вопрос денег, не больше. И она будет такими шагами добиваться наиболее выгодного для себя контракта с одним из поставщиков поисковых решений, ведь на кону стоят большие деньги. Не исключаю, конечно, возможности, что они решили полностью перейти на свое поисковое решение, но держать в запасе чужое на всякий случай всё же должны, — говорит Делицын. — Несмотря на то что компания собирается выходить на международный рынок, нет ничего зазорного в том, чтобы использовать у себя лучшее решение на рынке, так всегда поступала Yahoo!.

По его словам, отказ от Google может делаться для того, чтобы дать понять рынку, что у Mail.ru есть все необходимые компоненты, чтобы обходиться собственными силами.

— Выгода от поиска зависит от масштабов. Нужно, чтобы весь мир пользовался этим поиском, а Mail.ru не сможет отыграть большую долю на мировом рынке поиска, так как пока никакого нового революционного решения у нее нет. Она будет обслуживать только собственных пользователей, а при малых масштабах операций держать собственную поисковую систему невыгодно.

Тем не менее эксперты уверены, что очень важную роль в продвижении популярности поисковой системы играют дополнительные сервисы и браузер.

Прошлогодние приключения "Яндекса", когда компания Google убрала из дистрибутива Chrome возможность выбора браузера по умолчанию и "Яндекс" перестал быть поисковиком по умолчанию в русской версии Firefox, показали российским компаниям, что браузер перестал быть независимым и продвижение своих поисковых услуг играет важную роль. "Яндекс" и Mail.ru начали разрабатывать свои браузеры. Mail.ru доделывает свой браузер "Амиго". Пока компания не ведет большой работы по его продвижению, тем не менее ее браузером пользуется 2,2% пользователей, в то время как браузер их конкурента "Яндекс.Браузер" после презентации в октябре с 1,2% вырос до 1,6%. Источник в компании Mail.ru рассказал, что, после того как закончится тестирование их браузера, начнется его активное продвижение, в том числе на главной странице портала.

По мнению Делицына, у Mail.ru Group нет другого выхода, как двигаться в направлении собственных сервисов.

— При выходе на международный рынок они будут делать акцент на сервисы, поскольку не являются законодателем мод в области поиска, — считает он. — Сегодняшний пользователь избалован качеством поиска. Вы не можете сегодня открыть любую поисковую систему, начать предоставлять услуги и быть популярным. Потому что уже привычный пользователю уровень высок.

По его мнению, Mail.ru, чтобы обеспечить поиск своими силами, надо вкладываться в данное направление, но при этом компания не сможет достичь тех масштабов, которые сделают его прибыльным.