24.09.2012

На рынке международных новостных телеканалов резко обострилась конкуренция. На фоне падения рейтингов BBC и CNN новые государственные каналы международного вещания надеются подвинуть лидеров, опираясь на существенную господдержку. Впрочем, эксперты предупреждают, что деньги решают не все и новым телеканалам необходимо создавать репутацию.

Передел рынка

По данным исследования European Media & Marketing Study, в 2012 году объем среднегодового просмотра информационных телеканалов в странах Европы снижался по сравнению с 2010-м: у BBC World News — на 1,5%, у Euronews — на 4%, у CNBC — на 2,9%, у Bloomberg — на 2,2%. При этом исследователи отмечают, что растет популярность таких каналов как Russia Today, Al Jazeera, CNN International. Эксперты сходятся во мнении, что падение прироста аудитории может быть связано не только с нехваткой резонансных новостей. Продолжающаяся экспансия за рубеж международных телеканалов, получающих государственное финансирование, также вносит изменения в ситуацию на телерынке. Директор Eurodata TV Worldwide Александр Кале пояснил "Ъ", что "влияние на позиции CNN или BBC становится ощутимее, поскольку информация, предлагаемая новыми госканалами, представляет альтернативную точку зрения".

О том, что государственные новостные каналы стремятся расширить глобальное присутствие, свидетельствуют планы расширения охвата, объявленные китайским CCTV News, немецким Deutsche Welle, иранским Press TV. Самые масштабные проекты представил катарский телеканал Al Jazeera. В апреле Jazeera запустила во Франции телесеть beIN Sport, освещающую чемпионат Франции по футболу и Лигу чемпионов УЕФА. В начале прошлого года в рамках тендера Al Jazeera приобрела турецкий телеканал Cine5 TV за $40,5 млн, готовится открыть новостной канал на французском языке со штаб-квартирой в Сенегале, а с сентября начать вещание на Балканах.

Пример масштабного развития Al Jazeera подтолкнул руководство ТВ из других стран к инвестициям в телеканалы. О планах продвижения за рубежом англоязычного канала сообщило центральное телевидение Китая. В конце декабря руководство страны объявило о намерении к 2016 году увеличить в десять раз размер аудитории CCTV News (канал возник на базе CCTV-9 еще в сентябре 2000 года). По сведениям китайских СМИ, правительство намерено вложить $7,1 млрд для финансирования и поддержки государственных СМИ, в том числе CCTV. В феврале 2012 года канал начал вещание на территории США под названием CCTV America. CCTV News планирует открыть бюро в Лондоне, Дубае, нескольких городах Латинской Америки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мировая аудитория канала уже насчитывает 85 млн человек.

Российский Russia Today в 2011 году расширял вещание на территории США: канал вошел в кабельные сети Сан-Франциско, Чикаго и Филадельфии, а также в вещающую на всей территории страны сеть одного из крупнейших операторов платного телевидения Dish Network. По данным исследования Nielsen, проведенного в крупнейших городах страны, за 2011 год ежедневная аудитория Russia Today в Нью-Йорке выросла в 2,7 раза, а в Вашингтоне — на 60,9% по сравнению с уровнем 2010-го. В Канаде, по данным исследования TNS Canada, проводившегося в ноябре 2011 года, Russia Today также обгоняет по ежедневной аудитории Sky News, Euronews, Deutsche Welle, NHK, Press TV и France 24. С 2012 года Russia Today также входит в общенациональную систему измерения рейтингов телеканалов в Великобритании BARB (Британское бюро по исследованиям аудитории средств вещания). По данным BARB, Russia Today в Великобритании еженедельно смотрят более 500 тыс. человек (исследование проводилось в июне 2012 года).

Международные новостные каналы стремятся охватить и испаноязычную аудиторию. Американский журналист Майкл Джонсон говорит, что "сейчас основная конкуренция разворачивается преимущественно между государственными и частными каналами, вещающими на отдельных языках, например в сегменте испаноязычных каналов с целевой аудиторией в Латинской Америке". C февраля 2012 года немецкая медиакорпорация Deutsche Welle увеличила с 2 до 20 часов ежедневное вещание на испанском языке в странах Латинской Америки. В конце января 2012 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о запуске круглосуточного испаноязычного канала Hispan TV.

Деньги решают не все

"Появление сильных конкурентов, Al Jazeera English, Russia Today, Press TV, обращает на себя пристальное внимание со стороны западных каналов — BBC и CNN — и только усиливает борьбу",— говорит Леон Бархо. При этом аудитория этих каналов всегда различается по политической, этнической, религиозной и другой принадлежности, отмечает он. По данным исследования EMS, самым популярным англоязычным новостным каналом в восьми государствах Ближнего Востока является CNN International. Его доля в мае составила 33,4%. Арабская версия Al Jazeera остается самым популярным новостным каналом в регионе. Другое дело англоязычная версия Al Jazeera, которая "старается быть как можно более непредвзятой, чтобы не потерять англоговорящего зрителя". По данным EMS, доля домохозяйств, смотрящих Al Jazeera English в исследуемом регионе, достигает только 15,5%.

"Основными факторами развития госканалов являются хорошая репутация и их популярность у аудитории, в этом смысле размер госпомощи не может повлиять. Аудитория всегда выбирает канал, отвечающий ее интересам, потребность в плюрализме никто не отменял,— говорит господин Бархо.— Аудитория не очень задумывается о том, кто финансирует СМИ. Это не самый значимый фактор. Основное заключается в содержании".