Российские интернет-стартапы получили 1 млрд долл. инвестиций
Инвесторы вложили в 2011 году в начинающие российские интернет-компании около 1 млрд долл. Они оказались в два раза щедрее, чем в предыдущем году. При этом рынок остается непрозрачным — половина суммы относится к непубличным договорам. Несмотря на трехкратный рост количества сделок, "историй успеха" среди них крайне мало, отмечают эксперты.
В 2011 году количество сделок на российском интернет-рынке увеличилось почти в 3,6 раза — до 213, говорится в отчете РАЭК "Интернет в России" со ссылкой на аналитику Fast Lane Ventures. Инвестиции в "молодые" компании и стартапы достигли 500 млн долл., почти четверть от общего объема сделок всех интернет-компаний в России. Его оценивают в 2,15 млрд долл. с учетом размещения "Яндекса" на американской бирже, покупки доли "ВКонтакте" компанией Mail.ru Group и ряда других крупных инвестиций. В 2010 году на российском интернет-рынке произошло всего 59 сделок. В начинающие компании инвестировали 250 млн долл., что составляло всего 19,2% от общего объема инвестиций в Рунет.
Однако российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным, отмечают эксперты Fast Lane Ventures. По их оценкам, объем закрытых сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым открыта. "Мы знаем не менее чем о 100—150 сидовых инвестициях, осуществляемых бизнес-ангелами и непубличными холдингами, и о 20—30 крупных инвестициях, по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта", — комментирует Андрей Куликов, старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures. Если пересчитать рынок инвестиций с учетом этих сделок, общая сумма вложений в российские интернет-компании и стартапы вырастет до 500 млн долл. в 2010 году и 1 млрд долл. в прошлом году.
Аналитики отмечают заметный рост "посевных" инвестиций — таких сделок в 2011 году прошло в четыре раза больше, чем годом ранее (91 против 22). На компании "посевной" пришлось 14,1 млн долл. против 8,7 млн в 2010 году. Кроме того, практически с нуля образовался поток грантового финансирования — сразу 61 стартап получил в такой форме более 20 млн долл. В то же время компании более поздней стадии демонстрируют менее позитивную динамику инвестиций. Большинство таких сделок заключалось в присоединении команд, покупке технологий или смене акционеров. "Полноценными "историями успеха" могут считаться только две сделки: покупка Darberry компанией Groupon и Qik — компанией Skype", — считают авторы отчета.