Четыре законодательные инициативы о маркетплейсах сошлись врукопашную
На фото (слева направо): депутат Госдумы Дмитрий Гусев, заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Wildberries Анна Гришанова и заместитель управляющего директора Ozon
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по контролю Дмитрий Гусев на круглом столе, посвященном регулированию цифровых платформ, 17 июля сообщил, что пока единого определения цифровых платформ в законодательстве не существует. Дмитрий Гусев рассказал, что есть четыре законодательных инициативы, которые находятся в процессе обсуждения.
По его словам, есть несколько подходов, как регулировать цифровые платформы, и часто разговор о них сводится к регулированию именно маркетплейсов, хотя к ним можно отнести и платформы видеохостинга, и такси, и другие цифровые площадки.
"Первый закон я с коллегами из всех фракций внес в сентябре 2023 г. (№445923-8). Суть его в том, что он вносит поправки в Закон о защите прав потребителей и в Закон о торговле, который работает против маркетплейсов: маркетплейсы наделяются ответственностью за товар. Эта инициатива защищает продавцов, и маркетплейсам она не нравится", - сообщил Дмитрий Гусев.
Законопроект
"Второй законопроект - сенатора РФ Андрея Кутепова и депутата Госдумы Владимира Гутенева - приравнивает маркетплейсы к обычной торговле. Причем там есть более жесткие ограничения для торговли, что тоже не нравится маркетплейсам. На этот законопроект есть разгромный отзыв государственного правового управления администрации президента, есть положительная позиция Минпромторга, но пока нет позиции правительства РФ", - отметил Дмитрий Гусев.
Законопроект
Третий законопроект, по словам Дмитрия Гусева, готовит в "недрах Госдумы" депутат Андрей Свинцов: в этой инициативе маркетплейсы регулируются как ИТ-платформы. "Этот законопроект полностью поддерживают маркетплейсы, и основатель Wildberries Татьяна Бакальчук публично заявила об этом", - добавил Дмитрий Гусев.
По его словам, есть и четвертый подход - подход Федеральной антимонопольной службы (ФАС), который говорит о том, что маркетплейс - это отдельная сущность; но пока никаких документов ФАС не представила.
Дмитрий Гусев отметил, что юристы, в соответствии с Гражданским кодексом, относят маркетплейсы к торговле, поскольку они отражают сложившиеся в обществе торговые отношения.
Претензии к маркетплейсам растут
Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов рассказал о показателях трех крупнейших маркетплейсов, не уточняя их названия: "Рост оборота первого маркетплейса составил 50% в 2023 г. по отношению к 2022 г., а динамика нарушений и предупреждений в области защиты прав потребителей увеличилась на 300%. Оборот второго маркетплейса вырос на 110%, при этом количество нарушений увеличилось примерно на 80%. Оборот третьего вырос на 40%, а количество предостережений сократилось на 67%".
"Нарушения зачастую касаются условий оферты - то, что незримо принимают миллионы покупателей. Но потом они не могут вернуть товар и сталкиваются с невозвратными перечнями", - объяснил Олег Павлов.
По мнению депутата Дмитрия Гусева, законодательного регулирования требуют как взаимоотношения маркетплейсов с потребителями, так и с продавцами, которые находятся с платформой в трудовых или коммерческих отношениях.
По данным Министерства труда и социальной защиты, уже 10 млн человек связаны с платформенной занятостью, а к 2030 г. их будет уже 15 млн человек - то есть четверть трудоспособного населения страны.
"Если продавцы находятся на упрощенной системе налогообложения, они недоплачивают около триллиона рублей в год в Социальный фонд и примерно столько же недоплачивают в виде налога на НДФЛ в государственный бюджет, если бы их отношения с маркетплейсами были трудовыми. Зачастую под коммерческими отношениями скрываются обычные трудовые отношения", - заключил Дмитрий Гусев.
Так ли бедствуют потребители и малый бизнес
Заместитель управляющего директора ООО "Интернет решения" (Ozon) Алексей Минаев отметил, что с 2020 г. по конец 2023 г. количество покупателей на Ozon увеличилось с 24 млн до 49 млн - рост в два раза; частота покупок, то есть то, как часто один человек покупает товары на площадке, выросло с пяти до 22.
"В связи с этим появляется вопрос: потребители в курсе, что у них есть проблемы с маркетплейсами? Цифры доказывают, что глобальных проблем нет. Цифры по малому бизнесу еще более яркие: за три года количество продавцов выросло с 40 тыс. до 500 тыс. Мы не должны недооценивать умственные способности бизнесменов и считать, что они угнетаемы и недовольны сервисом, который предоставляют маркетплейсы. Очевидно, это не так. Они массово и все больше на них продают", - заявил Алексей Минаев.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, член наблюдательного совета Ассоциации операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов Елена Авакян встала на сторону обвиняемых маркетплейсов: "Регулирование, выстроенное из "презумпции невменяемости" участников гражданского оборота, приводит к тому, что тот, кто считается невменяемым, начинает использовать слабость в качестве силы. Если мы предоставляем потребителю права, необходимо, чтобы он нес последствия, если он ими злоупотребляет".
Елена Авакян привела пример, когда покупатель, получая оригинальный товар, возвращает фальсифицированный, при этом ни платформа, ни продавец не могут идентифицировать покупателя и найти его. "При разработке регулирования необходимо исходить из того, что потребитель обязан действовать добросовестно. Регулирование должно строиться исходя из баланса интересов", - заключила Елена Авакян.