Телефоны довели до ума. Рынок смартфонов продолжает расти
31.08.2011
До последнего времени смартфоны были малоинтересны массовому потребителю. По функциональности они напоминали отсталый компьютер, а по цене соперничали с самыми дорогими телефонами. Но технологии не стоят на месте, и сегодня устройства размером не больше ладони, никто более не рискует называть дорогими игрушками. Они прочно занимают свое место на рынке телекоммуникаций и подпитывают целый ряд смежных отраслей.
Мобильная революция
Попытки создания устройства, сочетающего в себе функции телефона и карманного компьютера (КПК), начали предпринимать еще в 1992 году. Однако большинство создаваемых тогда моделей выходили громоздкими, с ограниченным набором функций. Ситуация кардинально изменилась в 2001 году, когда появились первые устройства на базе Symbian OS 6.0, а также коммуникаторы на платформе Microsoft Pocket PC 2000, на базе которой в дальнейшем была создана Windows Mobile. За ними последовали устройства под управлением Blackberry OS и Palm OS. К 2007 году лидером этого рынка стали устройства на базе Symbian. По данным исследовательской компании IDC, тогда на их долю приходилось около 60% из 122,3 млн проданных в мире устройств.
Первые смартфоны были рассчитаны в основном на бизнес-сегмент. Длительное время основной набор приложений составляли программы для работы с электронной почтой и офисными документами - как в КПК. Вслед за "наладонниками" смартфоны также получили такие функции, как работа с Wi-Fi-сетями и GPS-навигация. Однако медленный прогресс в работе с мультимедийным контентом и высокая стоимость сдерживали популярность смартфонов, и, несмотря на почти двукратный рост продаж в 2005-2006 годах, их доля в общей структуре рынка мобильных устройств была ниже 10%.
Современный этап развития смартфонов начался с появления в середине 2007 года первого устройства под управлением системы iOS. Затем в конце 2007 года Google анонсировала открытую мобильную платформу Android, первый смартфон под управлением которой появился осенью 2008 года. Открытый код и мультизадачночность, отсутствовавшие на тот момент в устройствах с iOS, а также ориентация на удобную работу с сервисами Google и социальными сетями обеспечили новой операционной системе популярность среди производителей смартфонов. Во II квартале 2011 года Android стала наиболее продаваемой операционной системой для смартфонов, потеснив с первого места Symbian. Отход от ориентации на бизнес-сегмент способствовал росту популярности смартфонов. По данным аналитиков Gartner, с 2007 года их доля в общей структуре рынка мобильных устройств выросла с 10% до 24%.
Технологии в массы
Когда только начинался рост продаж смартфонов, они не пользовались особой популярностью в Украине. В 2004-2006 годах их доля от общего числа проданных устройств не превышала 5%. Среди них Symbian-устройства составляли 90%. Рост спроса начался незадолго до начала финансового кризиса. Так, в 2008 году продажи смартфонов, по данным AVentures Group, выросли с 650 тыс. до 840 тыс. Естественно, продажи сократились в следующем году, но на фоне двукратного обвала рынка телефонов доля смартфонов выросла. "От кризиса прежде всего пострадал средний ценовой сегмент. А объем реализации смартфонов поддержали "гики" (люди, интересующиеся компьютерными технологиями.-"Ъ"), чья покупательная способность в кризис не сильно пострадала",- вспоминает директор по маркетингу сети "Цитрус Дискаунт" Виктор Шолошенко.
Выход из кризиса отечественного рынка мобильных терминалов был уже непосредственно связан с бумом спроса на смартфоны. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, их продажи в 2010 году выросли почти в три раза, что связано как с отложенным спросом, так и со снижением средней цены устройств на 36%, до 2,25 тыс. грн. Наиболее впечатляющие результаты в последние годы показывают устройства на базе Android. По данным операторов, их число в сетях выросло с менее чем 1 тыс. в 2009 году до почти 50 тыс. в конце 2010 года. Аналитики связывают успех платформы Android в первую очередь с поддержкой ее различными вендорами, выпускающими устройства в разных ценовых сегментах. "Android позволяет сохранить лояльность к системе, выбирая между производителями. Такой возможности сегодня не дает ни Symbian, ни iOS",- говорит господин Шолошенко. По данным, предоставленным "Ъ" украинскими операторами связи, на сегодняшний день в стране работает около 4 млн смартфонов, из которых три четверти приходится на платформу Symbian. Доля устройств на Android и iOS стремительно растет и составляет 7% и 8% соответственно.
Дети революции
В 2011 году темпы продажи смартфонов в мире вырастут в 2,2 раза, до 467,7 млн устройств, прогнозируют в Gartner. В дальнейшем темпы замедлятся, но все же к концу 2015 года объем мирового рынка составит почти 1,105 млрд устройств в год. При этом смартфоны на базе Android займут почти половину рынка, оттеснив Symbian на последнее место. Впрочем, ситуация может измениться после появления устройств на базе новой версии Symbian Belle, анонсированной на прошлой неделе и впервые, по словам экспертов, приблизившейся по удобству для пользователя к платформам iOS и Android. В Украине повышенный спрос на смартфоны сохранится и в следующем году, а в текущем их продажи по различным оценкам могут вырасти в 5-6 раз.
Такие прогнозы придают оптимизма представителям смежных отраслей. "Рост числа смартфонов серьезно меняет всю экосистему мобильной связи",- говорит Реймон Лламас, ведущий аналитик в области мобильных технологий IDC. Так, большее потребление услуг мобильного интернета по сравнению с пользователями обычных телефонов привело к созданию специальных предложений для владельцев смартфонов. За последние два года отдельные тарифные планы или предоплаченные пакеты услуг появились у всех украинских операторов. Одной из особенностей современных операционных систем стало наличие так называемых магазинов приложений, позволяющих устанавливать на смартфоны игры и другие программы. Это дало толчок к бурному развитию рынка создания подобных приложений. Так, по оценкам Gartner, в 2011 году он принесет разработчикам $15,1 млрд, включая доходы от рекламы, что почти в 3 раза превышает выручку 2010 года.
Стремительными темпами растет и мировой рынок мобильной рекламы. Согласно прогнозам аналитиков, удвоившись в 2011 году до $3,3 млрд, к 2015 году он может достичь $20,6 млрд. Однако Украина далека от таких темпов: по оценкам главы направления мобильного маркетинга контент-провайдера "iFree-Украина" Галины Рыженко, мобильная реклама принесла в 2010 году лишь около $800-900 тыс.