АЛЕНА БАЦМАН, АННА ШУМИЦКАЯ
© ComNews
29.09.2011

Компания "Ростелеком" предложила создать инфраструктуру для функционирования национальной системы экстренного вызова "112" на базе своей "облачной" платформы.

Заместитель директора департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Тамара Моисеева накануне на II Всероссийской конференции "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития" не исключила, что "Ростелеком" станет "координатором среди операторов" при создании системы "112" и на него "ляжет основная нагрузка" (см. новость ComNews от 27 сентября 2011 г.).

В ходе второго дня конференции в Петербурге директор департамента внедрения инноваций "Ростелекома" Роман Кравцов представил проект "облачной" архитектуры системы "112". По его словам, основными преимуществами ее использования является высокая скорость развертывания за счет сокращения времени работ на строительство ЦОДа, закупки и монтажа оборудования, а также бесшовная интеграция региональных компонентов.

Представитель "Ростелекома" в беседе с ComNews уточнил, что у оператора уже есть решение для организации системы "112", с использованием которого не нужно ничего строить и вкладывать дополнительные средства. "Создание инфраструктуры для функционирования национальной системы экстренного вызова службы "112" на базе облачной платформы "Ростелекома" представляется наиболее оптимальным решением с точки зрения экономики и сроков ввода системы в эксплуатацию, - сообщает пресс-служба. - Согласно экспертным оценкам, экономия затрат на создание и эксплуатацию системы при использовании облачной инфраструктуры составит до 45%".

Между тем, в некоторых регионах уже начаты работы по внедрению "112". Например, в Сочи конкурс на разработку системно-технических решений и технико-экономического обоснования по созданию системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" с использованием ресурсов ГЛОНАСС выиграла компания "Стинс Коман". Директор "Стинс Коман" Валерий Диденко рассказал ComNews: "Компания выиграла конкурс, так как наше предложение получило максимальную оценку по параметрам, учитывающим опыт выполнения аналогичных работ, квалификацию персонала и пр. "Стинс Коман" имеет большой опыт разработки многоуровневых автоматизированных информационно управляемых систем".

Директор департамента "Стинс Коман" Александр Ламакин перечислил преимущества разработки этой компании: в ней применяются уже проверенные на практике подсистемы принятия решений, система удешевлена за счет ограничения по функциональности, требующей высокой квалификации операторов ЦОВ, наконец, разные функции приема вызовов и управления действиями разводятся в пространстве и времени.

В тендере, в котором победило ЗАО "Стинс Коман", участвовали еще несколько компаний: ЗАО "Сфера", ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС) и ОАО "МТУ Сатурн". Как ранее сообщал ComNews, "Сфера" претендовала на участие в создании системы "112". В апреле этого года в Стокгольме президент шведской компании Ericsson Ханс Вестберг подписал с генеральным директором "Сферы" Александром Бодровым соглашение о передаче технологии CoordCom, на базе которой можно организовать систему вызовов экстренных служб "112". На подписании присутствовал премьер-министр Владимир Путин (см. новость ComNews от 28 апреля 2011 г.).

Пресс-служба компании "Стинс Коман", в свою очередь, поделилась мнением, что создавать облака ради облаков смысла нет: "В системе "112" подразумевается корпоративная сеть, и она защищена согласно требованиям по защите информации, проектируется и строится с повышенным коэффициентом надежности с дублированием и резервированием оборудования, для того чтобы обеспечить постоянную оперативную готовность служб экстренного реагирования. В этой ситуации экономия может обернуться снижением уровня готовности служб экстренного реагирования и, вследствие этого, людскими потерями и материальным ущербом".

Тамара Моисеева из Минкомсвязи отметила важность решения проблемы взаимодействия региональных операторов связи с предлагаемой "Ростелекомом" системой на базе облачной инфраструктуры. Основная сложность, по ее словам, заключается в том, что эти операторы не имеют собственных узлов спецслужб (УСС). "Есть регионы, где много мелких операторов, с ними как быть? - задала вопрос Татьяна Моисеева. - Ведь любой из них обязан предоставить своим абонентам доступ к системе 112 бесплатно и круглосуточно". Она указала также на необходимость включить эти вопросы в требования к системному проекту, разработкой которого занимается российская фирма "Светец". Роман Кравцов согласился, что вопрос взаимодействия с альтернативными операторами требует детальной проработки. "Мы уже общались со "Светецем" и договорились об активном взаимодействии", - добавил он.

Как сообщал ComNews накануне, ООО "Фирма "Светец" выиграло тендер на создание технических требований к телекоммуникационной составляющей системы "112". Через два месяца "Светец" должен представить в Минкомсвязи проект, по которому система будет создаваться в масштабах всей России (см. новость ComNews от 27 сентября 2011 г.).

Рассуждая о присоединения к облакам региональных операторов, Роман Кравцов из "Ростелекома" рассказал, что уже есть договоренность с четырьмя регионами, где до конца этого года будет демонстрироваться готовое решение по созданию системы "112". Речь идет о Кемеровской, Воронежской, Челябинской областях и Чувашской Республике.