NSR ставит на широкополосные спутники
МАРИЯ ПЕТРОВА, ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
23.09.2011
Исследовательская компания Nothern Sky Research (NSR) прогнозирует, что в ближайшие восемь лет новые широкополосные спутниковые системы (HTS - High Throughput Satellites) перевернут рынок спутниковой связи благодаря своим высоким емкостям и скорости передачи данных, а также благодаря спросу на спутниковый широкополосной доступ (ШПД).
Об этом рассказал старший аналитик NSR Клод Руссо на XVI Ежегодной конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ SATRUS-2011. "Эти спутники станут новинкой на рынке связи. Мы полагаем, что они будут обладать емкостью в два раза большей, по сравнению с традиционными спутниками фиксированной службы на тех же частотах", - рассказал Клод Руссо. По его словам, утерянный мощнейший российский спутник "Экспресс-АМ4" не является широкополосной спутниковой системой: "Мы считаем его спутником Kа-диапазона с широким лучом. Cпутники HTS могут использовать частоты как Ku-, так и Ka-диапазона, или даже C-, - частота не имеет значения. Однако запланировано и запроектировано больше спутников Ka-диапазона. Надземное оборудование также не будет дороже, чем для классических спутниковых систем. Мы прогнозируем, что к 2019 г. спрос на широкополосные спутниковые системы будет огромным, только спутники с пропускной способностью 400 Гбит/с смогут удовлетворить этот спрос".
"Преимуществ переноса услуг телевидения случайного использования (OUTV) и сбора данных с использованием спутниковых систем (SNG) на широкополосные спутниковые системы несколько, - считают аналитики NSR. - В первую очередь, цена предложения сервисов OUTV или SNG на HTS ниже, чем при использовании традиционной емкости на спутниках фиксированной службы. Пользователь сервисов OUTV/SNG платит более низкую цену (примерно в два раза дешевле по сравнению с типичной емкостью спутника фиксированной службы), и в то же время возможна более высокая маржа, потому что цена емкости спутникового оператора HTS может составлять всего 10% от аналогичного спутника фиксированной службы. Во-вторых, если клиент OUTV/SNG использовал емкость на ключевом спутнике вещания, на котором большая часть транспондеров арендована клиентами спутникового телевещания (direct-to-home - DTH), это освобождает ценную емкость на спутнике, которая может быть перепродана этим нацеленным на долгое сотрудничество клиентам. В-третьих, HTS-системы чаще всего проектируются с прицелом на ассиметричное использование, при котором канал к конечному пользователю более емкий, чем обратный (от пользователя к спутнику). Продуманное и благоразумное таргетирование клиентов, для которых важна высокая емкость обратного канала, таких как клиенты OUTV и SNG, может помочь спутниковому оператору сбалансировать загрузку такого спутника с целью оптимизации его использования".
На западе спутниковые операторы, такие как SES, через дочерние компании объединяют в себе услуги оператора телевещания и широкополосного мобильного доступа, двигаясь к конвергентной модели предоставления услуг спутникового вещания. SES Astra, к примеру, является членом консорциума HbbTV (Hybrid Broadband Broadcast TV), который пытается продвинуть гибридный стандарт цифрового телевидения и мультимедийных услуг HbbTV на европейский рынок.
"HTS - очень перспективная технология широкополосной передачи данных через спутник, - считает аналитик ИК "Финам" Татьяна Земцова. - Характеристики новых широкополосных систем позволяют с высокой долей вероятности констатировать существенное повышение их конкурентоспособности, а также ожидать массового использования HTS не только в труднодоступных регионах, но и на территориях, где использование традиционных технологий ШПД в силу различных причин неоправданно. С учетом слабого развития инфраструктуры связи в России, в силу огромной территории и высокой доли сельского населения, а также значительного количества частных домовладений в пригородах крупных городов, на мой взгляд, спрос на более дешевый, быстрый и качественный ШПД будет высоким. К тому же, в отличие от распространенных спутниковых технологий, коммерческая привлекательность новых систем передачи данных существенно выше. В частности, их расчетная окупаемость составляет около трех-пяти лет, то есть вдвое ниже традиционных. Мы разделяем оптимистичный прогноз Northen Sky Research и ожидаем высоких темпов роста данного сегмента рынка ШПД".
По данным "ИКС-консалтинг", прогнозируемый рост абонентской базы пользователей платного спутникового телевещания в России - 6% в год, что ниже общемировых тенденций для развивающихся стран, а объем рынка на текущий момент составляет 33 млрд руб.