Эксперт ONLINE
21.02.2007

В рамках конгресса 3GSM в Барселоне президент крупнейшего в мире производителя телефонов Nokia Оли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo) дал интервью корреспонденту "Эксперта Online". В ходе интервью он ответил на вопросы, заданные читателями сайта.

В каком направлении развиваются мобильные технологии?

От развития каких сопутствующих технологий и сегментов рынка это зависит?

- Совершенно очевидно, что конвергенция интернета и мобильности, о которой уже многие годы говорят аналитики, наконец-то стала реальностью. Это происходит именно  сейчас. И это открывает совершенно новые возможности для нашей индустрии. В первую очередь это мобильное телевидение и навигация. Сегодня на конгрессе мы представили новое устройство Nokia 6110 Navigator, которое сможет определять местоположение пользователя, причем все это будет отображаться на трехмерных картах.

Я вижу, что в индустрии появилась новая динамика. Интернет-сервисы для мобильных телефонов - это будет совершенно новое и очень интересное направление.

- Будут ли разрабатываться аппараты с поддержкой приема телевизионного сигнала наподобие Nokia N92 и каковы их перспективы в России?

- Новый мультимедийный компьютер Nokia N77, который поддерживает технологию приема телевизионного сигнала DVB-H, появится в третьем квартале 2007 года. И будет продаваться в первую очередь в тех странах, где развернута технология DVB-H. У него будет экран шириной 2,4 дюйма, поддерживающий 16 миллионов цветов.

Широкополосное вещание на мобильные устройства  - это одна из очень перспективных технологий. В мире сейчас три миллиарда людей имеют в доме телевизор. Почему бы не предложить им эту же услугу на мобильных устройствах?

По нашим прогнозам,  к концу 2008 года от 5 до 10 миллионов человек в мире будут смотреть мобильное телевидение по технологии DVB-H, к концу 2009 года - 20 миллионов. К концу 2008 года DVB-H-модуль будет стоить всего 7 евро. У этой технологии есть перспективы, чтобы стать массовой.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития WiMax?

- Рынок WiMax будет большой, мы это чувствуем. Nokia намерена выпустить устройство, поддерживающее технологию  WiMax в первой половине 2008 года.

Мы видим, как одни за другим наши клиенты - операторы связи решают выйти на этот рынок, покупают оборудование, строят сети. Мы уже видим рынок для этих устройств, поэтому мы решили освоить эту новую для нас технологию.

-Некоторые модели ваших телефонов завоевали огромную популярность, почему вы сняли их с производства, ведь они бы приобретались и сейчас.

Совершенно очевидно, что компания Nokia сменила свою стратегию относительно разработки и продажи новых моделей телефонов. Если раньше модельный ряд менялся очень редко, то теперь новые модели появляются довольно часто, причем старые быстро пропадают с прилавков. С чем это связано?

- Чтобы быть лидером рынка и сохранять на нем лидерство такое долго время, компания должна удовлетворять многим критериям. Она должна всегда идти впереди. А значит, у нас должно быть и сбалансированное портфолио, и умение вывести правильный продукт вовремя и по конкурентной цене (но не самой низкой), и всегда должны быть новые телефоны. Не может быть лидера со старыми моделями. Этого требует от нас рынок, активная позиция конкурентов.

Nokia  в прошлом году продала миллиардный телефон за всю свою историю,  во всем мире в прошлом году было продано чуть меньше миллиарда мобильных телефонов. Их купили совершенно разные люди. Действительно, многие потребители  хотят  покупать одну и ту же любимую модель, но их, к нашей радости, меньшинство.

Наших покупателей мы можем разделить на множество групп. Молодые, пожилые, мужчины, женщины... Некоторые - фанаты новых технологий, некоторые их боятся или вообще ненавидят. Одним людям нужная простота, другим, наоборот как можно больше функций. И мы должны найти баланс между этими желаниями.

- Сделать маленький телефон сейчас уже не проблема.

А как быть с органами управления: кнопками, экранами? Ведь чем они больше, тем удобнее.

Как в Nokia видят будущее элементов ввода и вывода в телефонах?

- Существует большое количество людей, особенно пожилых, которым важны большие кнопки, большие цифры на экране, простота, и мы думаем об этих пользователях - это достаточно большая группа наших потребителей, особенно в Западной Европе. Телефоны Nokia  N70, N76 - c большими кнопками, есть много бюджетных моделей с большими кнопками, и будут еще модели для пожилых людей.

- Скажите, почему в вашей компании запрещено говорить "смартфон" вместо "мультимедийного компьютера"? Ведь "мультимедийный компьютер" это совсем другое.

- Мы не отказываемся от слова "смартфон". Но мы действительно сейчас чаще говорим "мультимедийный компьютер" или "конвергентное устройство". Меняются технологии, меняется и лексикон. Мы говорим "мультимедийный компьютер", потому что наши топовые модели совсем не похожи на первые сматрфоны, сейчас они действительно обладают всеми функциями мультимедийного ПК.  Смартфон - это более техническое определение, означающее телефон с операционной системой. Если вам удобнее,  говорите "смартфон".

- Не собирается ли ваша компания открывать производство в РФ?

Если да, то модели какого ценового сектора могли бы у нас производиться?

- В настоящее время таких планов нет.

- Когда в России начнутся продажи Nokia N95?

- В начале апреля 2007 года.

- Что вы думаете насчет iPhone, какие чувства у вас вызвало появление данной модели? Будет ли создавать Nokia своеобразный ответ iPhone или его появление никак не отразилось на вашей жизни?

- Я приветствую приход Apple на рынок мобильных телефонов! Я думаю, что появление такого конвергентного устройства будет очень сильно стимулировать рынок, других производителей.

Что касается бизнеc-модели iPhone (так же, как для iTune, Apple планирует продавать музыку для iPhone из своего магазина, создавать другие эксклюзивные сервисы. -"Эксперт"). Наша концепция базируется на открытом подходе, открытых платформах. Наши пользователи могут скачивать любую музыку в наш телефон, мы ничем не ограничиваем их выбор поставщиков любого контента. Мы предоставляем пользователям больше выбора.

- Есть ли место на рынке для небольших производителей мобильных телефонов? Особенно учитывая недавний уход с рынка компании BenQ?

- На нашем рынке небольшой компании очень трудно вести бизнес. С моей точки зрения, только если компания занимает 15 и более процентов мирового рынка, она может говорить о серьезной экономии издержек за счет объема. Конечно, можно попробовать нишевую стратегию, но если вы хотите быть глобальным игроком, иметь стабильное положение - вам надо иметь как минимум 15 процентов мирового рынка.

- Samsung уже показал на конгрессе прототип нового коммуникатора с большим тач-скрином, правда, он все-таки оставил у своей новой модели клавиатуру. Ну и пока телефон еще совсем сырой и толком не работает. И все же: большой экран, на который надо нажимать, и отсутствие кнопок - это прихоть Стива Джобса или новый тренд в мобильной индустрии?

- Touch-screen, безусловно, будет все чаще появляться в мобильных телефонах. Это та опция, которую хочет пользователь. Особенно важно это в странах, где используются иероглифы. Например, в Китае.