Image by Freepik
Правительство РФ одобрило и внесло в Госдуму законопроект, который направлен на усиление ответственности за незаконное получение и использование сведений, содержащихся в базах данных таможенных органов, а также в информационных системах иных госорганов, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
© ComNews
27.01.2025

Правительство предложило внести изменения в ст.183 УК РФ. "Законопроект подготовлен в целях исполнения поручения президента РФ. Вместо основного наказания в виде штрафа устанавливается нижний порог наказания в виде лишения свободы и наказание в виде штрафа. Предлагаемые изменения позволят установить дифференцированный подход к назначению наказания исходя из тяжести деяния", - сказано в сообщении Минфина.

В целях усиления уголовно-правовой защиты коммерческой, налоговой и банковской тайн, которые также могут содержаться в базах данных таможенных органов, законопроект предлагает ужесточить ответственность за незаконное получение и использование этой информации. В частности, предлагается:

- Исключить штраф как основное наказание в ч.3 ст.183 Кодекса. Вместо этого установить нижний порог лишения свободы от двух лет и дополнить санкцию дополнительным штрафом до 5 млн руб.
- В ч.4 ст.183 Кодекса установить нижний порог лишения свободы от трех лет и дополнить санкцию дополнительным штрафом от 1 млн до 5 млн руб.

Руководитель ИТ-подразделения агентства "Полилог" Людмила Богатырева подчеркнула, что данная инициатива направлена на случаи умышленных преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору: "Зачастую утечки информации происходят из-за халатности сотрудников - линейного персонала, HR-специалистов, руководителей. Наверное, для таких лиц слишком суровое наказание в виде лишения свободы было бы несопоставимо с виной. Однако в случаях умышленного сговора и реализации бизнес-схем ужесточение выглядит вполне логичным. В настоящее время наказание за подобные преступления не соответствует масштабу наносимого ущерба. Данная инициатива призвана устранить этот дисбаланс".

Независимый финансовый советник Елена Савина считает ограничение доступа к базе данных Федеральной таможенной службы и ужесточение наказания за разглашение данных вплоть до уголовной ответственности обоснованным: "В условиях санкций, высоких рисков и неопределенности информация таможенных органов может послужить источником важных данных для недружественных стран и, как следствие, усиления давления на Россию".

Утечки данных госорганов могут происходить по внутренним причинам и в результате внешних атак. Елена Савина отметила, что подход к защите значимой информации должен быть комплексным и предусматривать не только персональную ответственность конкретных лиц, сотрудников, пользователей информации, но и создание системы, в которой разглашение или кража станут невозможными: "Это может быть шифровка данных, обезличивание информации при пользовании и обработке, совершенствование системы учета, обработки данных, создание закрытых каналов передачи информации между ведомствами".

Доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Петров считает, что за данной законодательной инициативой должны последовать соответствующие указания в адрес руководства правоохранительных органов: "Возможно, будет проведена специализация среди следственных и оперативных работников. Ведь важно установить всю преступную цепочку: от тех, кто незаконно добывает соответствующую информацию, до тех, кто ее заказывает. Без привлечения ИТ-специалистов, похоже, здесь не справиться".

"Одновременно с этим нужно четче обозначить границы коммерческой и иной тайны. Это относится прежде всего к трудовым договорам, заключаемым между работником и работодателем, который данной тайной будет обладать. В противном случае к ответственности можно привлекать болтунов, которые вроде как и распространили информацию, например, о своем банке, но фактической ценности она не имела", - добавил Сергей Петров.

Управляющий партнер юридической компании "Альтависта" Владимир Воронин рассказал, что всего в 2023 г. за совершение преступлений, предусмотренных ст.183 УК РФ, осуждено 36 человек, а годом ранее, в 2022-м, - 48 человек: "Таким образом, число таких преступлений снизилось в 2023 г. на 25% в сравнении с 2022 г. Статистика указанных преступлений за 2024 г. Верховным судом РФ пока не опубликована. При этом в 2023 г. по ч.1 ст.183 УК РФ осуждено три человека (2022 г. - три), по ч.2 ст.183 УК РФ - 10 человек (2022 г. - 11), по ч.3 ст.183 УК РФ - 23 (2022 г. - 34)".

Владимир Воронин отметил, что в 2023 г. лишь одному человеку назначено наказание в виде лишения свободы условно, наказание в виде реального лишения свободы не назначалось ни одному подсудимому, но в 2022 г. этот показатель значительно выше: по ч.3 ст.183 УК РФ к наказанию в виде реального лишения свободы приговорен один человек, к условной мере наказания - 19. "Статистика показывает, что число привлеченных к уголовной ответственности неуклонно снижалось; судебная практика шла по пути смягчения наказания за это деяние", - отметил юрист.

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков в качестве примера на тему усиления ответственности в законодательстве, когда это шло организациям и государству во вред, сообщил, что за последние годы дважды поднимался нижний порог суммы, при которой считается преступлением деяние, предусмотренное ст.146 УК РФ и при наличии которой ей охватывается: "Для правообладателей это, конечно, ухудшение положения, однако вряд ли получится вернуть старую редакцию: государство не любит обесценивать уже принятые решения их быстрой отменой".

Новости из связанных рубрик