Количество сбоев в работе информационных систем и оборудования российских предприятий в 2024 г. выросло на 22% в сравнении с показателем 2023 г. Больше всех при этом пострадала сфера телекома (26% от общего количества сбоев). В среднем один значимый инцидент простоя обходится российским компаниям в 2 млн руб.
© ComNews
24.01.2025

Аналитики ООО "Монк Диджитал Лаб" (Monq Digital Lab) провели комплексное исследование сбоев в российских компаниях по итогам 2024 г. По данным экспертов компании, общее количество сбоев в работе информационных систем и оборудования российских предприятий в различных отраслях выросло в 2024 г. на 22% по сравнению с 2023 г. С серьезными инцидентами, затрагивающими критически важные сервисы и влияющими на ключевые бизнес-процессы, столкнулись 93% организаций.

Наиболее пострадавшими отраслями стали сферы телекома (26% от общего количества сбоев), ретейла (22%) и производственная отрасль (17%). Сбои в остальных отраслях занимают 35% от общего числа инцидентов. Как отмечают эксперты, сбои в ИТ-системах телеком-компаний могут привести к проблемам со связью у многих организаций, навредив бизнесу. Сбои в ретейле напрямую влияют на доступность товаров для потребителей. Сбои на промышленных предприятиях приводят к остановке производственных линий и экономическим сложностям в дальнейшем.

Также эксперты "Монк Диджитал Лаб" подчеркивают, что основной причиной роста сбоев является использование устаревшего оборудования и программного обеспечения без должной поддержки и обновлений. Именно по этой причине произошло около 20% зарегистрированных инцидентов. Уход зарубежных вендоров с российского рынка оставил российские компании без регулярных апдейтов и технической помощи, а попытки заменить иностранные продукты самописными инструментами или непроверенными системами создали много новых проблем.

"Причин роста сбоев в инфраструктуре сайтов, платформ, информационных систем может быть много. Например, оборудование устарело, а новое не успели внедрить, обновление какой-то системы не прошло качественную проверку перед запуском в продакшен, а в нем обнаружились ошибки, или серверы не выдержали нагрузки. ИТ-инфраструктура устроена непросто и неразрывно связана сотнями элементов. К примеру, физические серверы тоже являются частью системы безопасности какого-нибудь сервиса", - рассказал руководитель направления по информационной безопасности АО "Инфозащита" (iTProtect) Кай Михайлов.

Самый высокий прирост количества сбоев показала финансовая отрасль - в 2024 г. их стало на 36% больше, чем в 2023 г. Количество сбоев в энергетической сфере выросло на 18%, в логистической отрасли - на 14%.

Средняя продолжительность простоя в российских компаниях в 2024 г. составила четыре часа. Это на 20% больше, чем в 2023 г. Рост продолжительности сбоев связан с тем, что устранение проблем без внешней поддержки или при недостатке квалифицированного персонала требует больше времени.

По результатам исследования, среди главных последствий сбоев 65% организаций отметили потерю доверия со стороны потребителей, 57% сообщили об ущербе для репутации бренда, а около 60% компаний зафиксировали прямые финансовые потери. В денежном выражении один значимый инцидент простоя обошелся российским организациям в среднем в 2 млн руб.

Кай Михайлов объяснил, почему замена старого ПО - еще далеко не решение проблемы: "У каждой организации есть слабые места, проблемы и приоритеты по их устранению. Очевидные причины наподобие необходимости замены устаревшего ПО как раз не являются основополагающими, над их исправлением активно работают сотрудники, внедряют средства защиты, модернизируют ИТ-системы. Куда сложнее организационный вопрос на дистанции, когда организация за короткий срок может вырасти в геометрической прогрессии, а предусмотренные риски не попадают в существующую реальность как технических компетенций существующей команды, так и установленного ПО в инфраструктуре под старые задачи бизнеса".

Новости из связанных рубрик